Максим КОНОНЕНКО
Будущее определяется стратегиями. Стратегии определяются амбициями. Амбиции строятся на идеях. Кто-то хочет мирового господства. Кто-то хочет суверенитета и уважения. А кто-то и сам не понимает, чего ему хочется. Вроде бы и амбиции есть, и со стратегией хочется определиться. Но идей, в общем-то, нет.
Пять лет назад на Украине победила настоящая, неиллюзорная идея. Идея евроинтеграции. Вхождения в единую семью европейских народов. Семью, надо заметить, к тому моменту уже перенаселенную и начавшую уставать от своих понаехавших родственников.
За отчетный период так и не поддержанная Европой идея украинской евроинтеграции поизносилась. Поэтому украинские чиновники и политики предлагают обществу новые идеи. Ну, надо же как-то оправдывать собственное существование. Вот, например, директор украинского «Института национальной памяти» осознает скорое окончание декоммунизации. Все памятники Ленину снесены, города и улицы переименованы, уничтожение построенных коммунистами заводов и фабрик тоже идет полным ходом. Что дальше? А дальше директор института предлагает приступить к «деколонизации». То есть, цитирую: «вывести из сознания граждан страны мифы об общности с русскими». Первый шаг, в общем, понятен — надо снести лежащий на Старокиевской горе камень с цитатой из «Повести временных лет»: «Отсюда есть пошла русская земля». Ну а вторым пунктом, разумеется, запретить на Украине и саму «Повесть временных лет». Как первоисточник мифов об общности России и Украины.
Впрочем, давайте отвлечемся от идей чиновника третьего разряда и обратимся к мечтам и идеям украинского президента. Ведь он-то, наверное, знает, в чем состоит стратегия Украины? У него-то, наверное, соответствующие амбиции есть?
Вот он их как раз на проходящем в Киевской области форуме о перспективах вступления в НАТО и Евросоюз и обозначил. Цитирую: «Когда меня спрашивают, кем я хочу работать… уже после президентской каденции, я говорю: «Для меня есть одна достойная работа, о которой я мечтаю, — быть депутатом Европейского парламента».
Ну что же, вот она — стратегическая вершина. Та самая сияющая цель, ради которой сейчас Украина пребывает в том состоянии, в котором она пребывает. Вот она, деколонизация с декоммунизацией вместе взятые. Быть депутатом европейского парламента после того, как не получилось быть президентом. Быть поставщиком дешевой и нелегальной рабочей силы после того, как не получилось стать членом Евросоюза. Быть самой бедной страной Европы после того, как не получилось стать космической супердержавой.
В последовательности идей и амбиций, конечно, никак не откажешь.
Только вот стратегия из всего этого получается какая-то странная.