Всё это построили наши предки из Злынки
Справка Анатолия ПОДДУБНОГО, историка, краеведа:
Название Злынка произошло от древнего урочища Злынь. Считалось, что в этой местности обитает «злой болотный дух». Названия поселкам часто давали по имени злых болотных карликов. Еще в этой местности протекали две речки: Злынка и Добрынь. Этот пограничный район в разное время принадлежал Украине (Черниговская область), Белоруссии (Гомельская область) и России. Долгое время здесь был центр русского старообрядчества... https://novayagazeta.ru/articles/2005/07/04/25134-zlynka-ostaetsya-v-rossii
...Богата и интересна история Злынки. Началось все в 17 веке, когда патриарх Никон затеял церковную реформу. Она заключалась в унификации церковных обрядов, в сверке греческих и русских церковных книг, в введении единого церковного устава. Реформа расколола страну на сторонников и противников Никона. Противники во главе с протопопом Аввакумом отказались принять реформу. Они требовали сохранения старых, привычных традиций и обрядов. Отсюда и их название – старообрядцы. Государство приняло сторону официальной церкви, реформированной, и началось гонение на еретиков. Первым отправился на костер протопоп Аввакум. Но старообрядцы-раскольники не смирились. Они бежали из Центральной России на её окраину, Северщину. Так назывались тогда наши теперешние юго-западные земли. После воссоединения Украины с Россией эти земли стали частью русского государства, и царское правительство разделило их на полки и сотни. Северщина стала территорией Стародубского полка. Вот здесь-то, в лесных урочищах этого глухого края нашли своё убежище и кров опальные беглецы. Полковое стародубское начальство поощряло заселение земель, поскольку беглые становились подданными стародубского полковника и платили ему подати. Селились беглецы и на берегу реки Злынка. Правда, места были болотистые, земля неказистая, но зато здесь поселенцы чувствовали себя в безопасности. И в 1700г. по разрешению стародубского полковника Миклашевского крестьянин Логин Голубицкий, бежавший из Комарицкой волости Севского уезда, основал на берегу речки Злынка поселение, которое так и назвали - Злынка. Всего новоселов было 12 семей. Началась трудная, полная забот жизнь – рубили вековые деревья и кустарники, корчевали и расчищали участки под дворы, пашни и сенокосы.
Следует заметить, что все раскольничьи поселения назывались слободы, от слова свобода. Ведь бежавшие от притеснений в непроходимую глушь и чащобу, обретали там свободу. И хотя жизнь их была полна лишений и тяжелого труда, выбор они сделали сознательно.
В 1715г. произошла перепись раскольничьих слобод – все же добрались до них власти. В Злынке насчитывалось 37 человек мужского пола и 29 женского. Росла слобода медленно, не хотели пришлые селиться в ней, непривлекательны были эти места. Не зря же урочище, южнее которой основали Злынку, называлось Плоховка. Более полувека Злынка была самой малой в округе по числу дворов и жителей.
Все изменилось после двух карательных экспедиций в Ветку (ныне Гомельская область). Это был многолюдный, богатый старообрядческий центр. Жители разоренной Ветки бежали в разные слободы. Пришли они и в Злынку, принеся с собой новые навыки, ремесла, грамотность.
Сметливый и находчивый народ быстро освоил новые для себя ремесла и стал развивать их. В Злынке начали производить стекло, которое поставлялось в Москву, Санкт-Петербург, Ригу, Смоленск, Орел. А своим редким промыслом – изготовлением клещей для хомутов – Злынка даже получила известность. В «Описании Новгород-Северского наместничества» прямо сказано: «….в делании клещей тут имеются искусные мастера, а кроме той деревни не из каких мест их не бывает, и расходятся они во все края Российского государства». И ведь правда, без хомутов ни крестьянская телега, ни царская карета с места не сдвинется. Производство не было затруднительным. Сырья – березовых и кленовых пеньков – предостаточно. Особых помещений и приспособлений не требовалось, и предприимчивые слобожане быстро наладили это дело. Производили они в большом количестве и такое нужное сырье, как поташ. Его использовали в производстве пороха, стекла, мыла, свечей, краски, при выделке кожи. А добывался он из золы деревьев, которых тоже было в неограниченном количестве. В лесах гнали из древесины смолу и деготь, на реках устраивали лесопильные заводы – пильни. Развитие лесопильного и дегтярного дела увеличило спрос на железо. И работящие, мастеровитые поселяне научились делать и его. Для производства железа налицо было все: в достатке болотная руда, в изобилии топливо, река как источник энергии и, конечно же, трудолюбивые люди. А ещё в Злынке делали ездовые сани различных видов, телеги, кареты, экипажи, дрожки, пролетки. На них всегда был спрос на ярмарках Гомеля, Чернигова, Киева. Занимались поселяне и винокуренным, и свеклосахарным, и кожевенным производством. И неудивительно, что в 1782г. слобода Злынка получила новый статус. Она стали посадом, т.е. торгово-промышленным центром. Благодаря её жителям всего за 80 лет из крошечного хуторка на 12 дворов, Злынка превратилась в цветущий, богатый посад. И как был прав исследователь старообрядчества Андреев, который писал: «Последователи раскола – самая трезвая, работящая, промышленная и грамотная часть нашего крестьянства». Славилась Злынка и своими ярмарками. На протяжении многих лет они были самыми крупными в крае. Покупателей привлекали многие ремесленные изделия, но особенно продукция кузнецов. Она ценилась по всей округе. Примеры художественной ковки злынковских умельцев поныне сохранились в ажурных металлических украшениях крылец, оград и ворот некоторых домов города. Известно, что злынковских мастеров приглашали на работу в Москву, Петербург, Киев.
Большой популярностью в посаде пользовалось украшение домов деревянной резьбой. Некоторые здания походили на настоящие резные терема. Резьба злынковских мастеров была так изобретательна, разнообразна, отличалась таким хитросплетением узоров, что заговорили даже о злынковской школе зодчества.
И конечно, такая красота не осталась незамеченной. Умельцев из Злынки приглашали для украшения богатых домов Варшавы, Чернигова, Москвы. Отличились своим мастерством и злынковские каменщики. Да так, что были призваны в столицу на строительство Белорусского и Киевского вокзалов, Исторического музея на Красной площади, Московской городской Думы.
Исторический музей источник: http://www.puteshestvie32.ru/content/zlynki
Московская городская Дума
Белорусский вокзал в Москве
...Славу знатных мастеров: каменщиков, штукатуров, плотников, кузнецов – завоевали многие злынковцы. На протяжении многих десятилетий они считались одними из лучших в России...Работы в своем посаде им почти не находилось, поэтому по весне, едва сойдет снег, собрав в котомки кельмы, отвесы, молотки да фартуки, покидали строители свои родные места и растекались по всей России. Ежегодно с ранней весны жители посада целыми артелями человек по 100 и более каменщиков, плотников и землекопов отправлялись в Киев, Варшаву и другие города на заработки и, возвращаясь на зиму домой, каждый приносил по крайней мере 100 рублей серебром. Заработки же хозяев артелей и занимающихся подрядом бывали гораздо значительнее. Лучшими каменщиками и штукатурами считались жители посадов Митьковки и Злынки, где этим ремеслом занималось почти все мужское население посадов. Из Злынки до 600 человек каждое лето отправлялись для производства строительных работ в Киевскую, Гродненскую, Ковенскую, Таврическую губернии и Царство Польское.
Николаевский мост в Киеве, в строительстве которого принимали участие в т.ч. каменщики из Злынки и который в 1920 году взорвали польские оккупанты... Прим. RUSFACT.RU
В 1862г., например, в Злынке насчитывалось 1784 жителя мужского пола, из которых каждый третий владел какой-либо строительной профессией. На зиму строители становились клещевниками, кузнецами, работали на спичечных фабриках, в тележных мастерских и на других ремесленных предприятиях посада. Практически все мужское население Злынки владело несколькими профессиями, причем на самом высоком уровне...
http://admzlynka.ru/home/istorijarajona/8-slavnyemasteragzlynka.html
...Отправляясь на строительство, злынковские мастера не просто сооружали, они участвовали в развитии и становлении национального стиля архитектуры. Основной характерной чертой злынковской школы народного зодчества была большая декоративность в отделке зданий – кирпичных и деревянных.
http://zlynka-znamya.ru/society/2018/08/09/po-stranicam-istorii-nashego-goroda-zlynka-bryanskoj-oblasti/
...В середине 19 века на злынковской земле начали производиться спички. Сначала появилась одна фабрика, потом другая, так их число дошло до семи. А в начале 20 века Новозыбковский уезд, куда входила территория современного Злынковского района, стал крупнейшим в стране производителем спичек. Их продавали в Киевскую, Орловскую, Могилевскую, Черниговскую, Полтавскую губернии и даже за границу. Благоприятно сказалось на развитие Злынки открытие в 1887г. железной дороги Гомель-Брянск. Это сделало гораздо удобней доставку сырья и отправку готовой продукции. На протяжении почти всего 20 века главным производством оставалось спичечное. Фабрика «Ревпуть» снабжала спичками чуть ли не всю страну. В 80-е года она имела статус предприятия союзного значения. Подобных крупных комбинатов было всего три в стране, ещё в Пензенской и Калужской областях.
В 1925г. постановлением Президиума ВЦИК Злынка получила статус города, а в 1998г. – свой герб. К слову заметить, что из 17 раскольничьих слобод, основанных в Стародубье примерно в одно и то же время, лишь Клинцы, Новозыбков и Злынка стали городами. За свою историю Злынка не раз меняла административно-территориальную подчиненность. Входила в Черниговскую, Гомельскую, Брянскую губернии, Западную и Орловскую области, с 1944г. – она в составе Брянской области.
В настоящее время в Злынковский муниципальный район входят два городских поселения – Вышковское и Злынковское и четыре сельских....
Использован материал главного специалиста ГКУ БО ГАБО Михеева Т.В
источник: http://www.puteshestvie32.ru/content/zlynki
Также по теме...
...Секреты мастерства каменной кладки передавались из поколения в поколение. В Злынке появились целые династии каменщиков: Воронины, Корягины, Титовы, Григорьевы, Якубовы, Мамонтовы, Орловы, Кирилловы, Лебедевы, Ивановы, Говядины, Погудины, Соколовы, Мосоловы,Карповы и другие.
Для украшения фасадов зданий применялся обоженный красный кирпич, в том числе, фигурный: лекальный, закругленный,тесаный на скос и с выкружкой. Работать с таким кирпичом могли единицы – подлинные художники своего дела. Немало каменных зданий, являющихся сегодня объектами культурного наследия, в различных городах Российской Империи до революции возведено злынковскими строителями – камещиками.
В Москве – Белорусский и Казанский вокзалы, здание Исторического музея на Красной площади (1873–1883), здание Московской думы(1890–1892). В Бресте – отдельные корпуса и сооружения Брестской крепости; крепости в Варшаве и Иван-городе; сухой док в Севастополе. «Артель злынковских каменщиков в 100 человек,потом она увеличилась до 200», в 1910–1911 годах в Самарской области работала на строительстве предприятия по выпуску новейших взрывчатых веществ для Российской армии. Зимовали артельщики, как правило, дома в Злынке.
В 1920–1930-е годы, а также после Великой Отечественной войны злынковские строители подтвердили и приумножили давнюю славу земляков. Можно перечислить хотя бы малую часть работ, выполненных с участием злынковских каменщиков в советское время только в столице. Это здание Наркомзема – 1929–1933 годы (ныне объект культурного наследия России); здание Центрального телеграфа – 1925–1927 годы; автомобильный завод АМО (позднее им. Сталина, им. Лихачева), построенный в 1927 году; здание комбината газеты «Правда», 1930–1935 год; административные и жилые здания «Аэрофлота».
С сентября 1947 года в Москве одновременно было заложено восемь сталинских высоток в честь 800-летия Москвы. Среди них – здание Московского государственного университета на Ленинских горах, в которое ежедневно укладывалось почти полмиллиона штук кирпича в течение 1949–1953 годов, в том числе, руками злынковских каменщиков. Они участвовали и в возведении других высотных зданий Москвы в 17, 22, 24, 27 этажей, построенных в 1948–1956 годы и многих других зданий и сооружений столицы.
Одним из старейших каменщиков на стройках Москвы был злынковчанин В.Р. Быков (1886–1964), участвовавший в возведении многих знаковых зданий в столице, в том числе, Московского Государственного университета. Он соавтор пособия «Организация кирпичной кладки комплексной бригадой» (1940 г.).