Зафиксирована рекордная цена на палладий на фоне падения продаж "грязных" дизелей и растущего спроса на более "чистые" автомобили.
Драгоценный металл, который используется в производстве каталитических конвертеров для бензиновых двигателей, во вторник вышел на рекордный уровень 1568$ за унцию.
Рост цен на данный товар, который добывается главным образом в России и Южной Африке, был также поддержан внушительным спросом в Китае, несмотря на его замедление в экономике.
Палладий резко оживился после падения до 836$ за унцию в августе прошлого года.
«Спрос на палладий в автокатализаторах имел устойчивый рост в течение последних нескольких лет. Его стимулирует китайский рост и сокращение дизельного рынка после скандала с Volkswagen», - пояснил аналитик Renaissance Capital Стивен Фридман.
В декабре палладий впервые за 16 лет обошел золото в долларовом измерении, и до сих торгуется по более высокой цене.
Поразительно, но родственная палладию платина - ключевой компонент конвертеров для дизельных двигателей - болтается вблизи 10-летнего минимума, который был достигнут в прошлом августе.
В 2018 г. 36% из всех вновь приобретенных автомобилей в мире были дизельными, по данным консалтинговой компании Jato Dynamics. Это серьезное падение по сравнению с 44% в 2017 г. и рекордными 55% - в 2011 г.
В результате спрос на палладий со стороны автопроизводителей подскочил в 2018 г. до рекордно высокого уровня 8,66 миллионов унций, на три процента выше, чем в 2017 г., по данным крупнейшего переработчика палладия в мире - Johnson Matthey.
Спрос как на платину, так и на палладий поддерживают глобальные проблемы с поставками. «В 2018 г. рынок (палладия) находился в структурном дефиците девятый год подряд подряд», - комментируют в "Норильском никеле", крупнейшем производителе палладия в мире.
И благодаря безудержно растущим ценам, "Норильский никель" получил 44-процентный рост ($3,1 миллиарда) чистой прибыли в 2018 г. по сравнению с 2017 г.
Дефицит палладия в прошлом году немного сократился, однако в текущем году ситуация может вновь ухудшиться: Johnson Matthey предсказывает дефицит в размере до 1 миллиона унций.
«По всем признакам, дефицит палладия на рынке существенно увеличится в 2019 г. в связи с более строгим регулированием по выбросам, что будет стимулировать двузначный рост спроса на палладий от европейских и китайских автопроизводителей», - предупреждает Johnson Matthey.
Угроза забастовок на южноафриканских шахтах, которые дают до 40 процентов глобального производства, может еще больше ухудшить ситуацию.
Но некоторые аналитики утверждают, что коррекция на волатильном рынке палладия неизбежна. «Рынок палладия - один из самых маленьких биржевых рынков», - говорит аналитик Natixis Бернард Дахдах. «Вероятно, один из игроков спекулирует, скупая так много», - добавил он, присоединяясь к тем комментаторам, которые считают, что за текущими изменениями на рынке стоит Россия.
По состоянию на пятницу на лондонском рынке цена на палладий выросла до 1540,93$ за унцию - по сравнению с 1490,57$ неделей ранее.
Платина выросла до 863,14$ за унцию с 832,14$.