К примеру, с точки зрения природных условий самым привлекательным местом для отдыха на Черноморском побережье, согласно данным экспертов ЮНЕСКО, является поселок Лазаревское. Он в этом смысле превосходит даже курортные территории недавно ставшего снова российским Крыма и соседней Абхазии. Там самое чистое Черное море, самый удобный рельеф для строительства комфортных баз отдыха любой звездности: поселок расположен в низменностях предгорной зоны южного склона Главного Кавказского хребта. Горы начинают резко возвышаться только при удалении от моря. А средние высоты на территории поселка составляют всего 20 метров над уровнем моря — строй, что называется, не хочу. На любые цены и на любой вкус, территория это вполне себе позволяет.
Но есть некоторые нюансы: из-за особенностей горного рельефа и серпантина добираться из современного международного аэропорта Адлер летом до Лазаревского придется часа четыре как минимум. Что после перелета, по жаре, среди газующих фур да еще и, например, с маленькими детьми выглядит несколько неоптимистично. Плюс в Лазаревском, разумеется, и близко нет той инфраструктуры отдыха и развлечений, которую может предложить недавняя олимпийская столица России.
А после ввода в эксплуатацию обсуждающейся сейчас трассы на Джубгу дорога из центра Сочи до Лазаревского составит 15-20 минут на автомобиле или максимум полчаса на городском транспорте. И Лазаревское просто войдет в сочинскую городскую агломерацию, что, безусловно, сделает отдых там куда более привлекательным и позволит снизить издержки на строительство параллельных объектов индустрии отдыха и развлечений.
Уже только одно это, по оценкам экспертов, позволит спокойно нарастить объемы туристических потоков в "курортную столицу России" примерно в полтора раза. Причем государству тут даже не надо вкладываться, если только в дополнительное оборудование пляжей. И новые отели, и санатории, и иные базы отдыха, да и рестораны с кафе бизнес построит сам, это банально выгодно. И опыт сочинского строительства подобного рода объектов может это только подтвердить.
А ведь есть еще масса мест для строительства не сильно больших, но весьма комфортных туристических мини-кластеров. Вот, просто навскидку, только по участку дороги от Лазаревского до центра Сочи: Солоники, Волконская, Чемитоквадже, Головинка и Лазурный берег на впадении реки Шахе, Якорная Щель, Вардане, Лоо. Все эти черноморские топонимы звучат для ушей человека понимающего как музыка. И если эти территории удастся подключить к созданной там инфраструктуре отдыха, спорта и развлечений, то экономический эффект будет сложно переоценить.