Хафтар может легитимизироваться в качестве главы Ливии достаточно быстро – подготовить и провести выборы можно за несколько месяцев.
Только накануне ливийский фельдмаршал Халифа Хафтар заявил, что подконтрольные ему войска начинают наступление на столицу Ливии – Триполи.
Вчера я читал мнения нескольких «экспертов», которые наперебой утверждали, что это «блеф», «игра мускулами» и «всем понятно, что никуда он на самом деле не пойдёт».
А сегодня ночью подразделения Ливийской Национальной Армии (ЛНА), подконтрольные Хафтару, без боя заняли ряд районов Триполи (южные и западные части города).
При этом армии был отдан строгий приказ не стрелять по мирному населению, а сам Хафтар обратился к силам обороны столицы с предложением сложить оружие, выбросить белый флаг и не оказывать сопротивление.
Собственно, именно это пока и происходит. Блок-посты оставлены защитниками, а полиция местами и вовсе просто формально переподчинилась Хафтару и продолжает нести службу по охране правопорядка.
Более того, перед этим ЛНА за несколько дней заняли значительную территорию вокруг столицы, также без боя – по договорённостям с местными старейшинами и племенными ополчениями.
То, что всё это происходит без сопротивления, без большой крови, говорит нам о двух вещах:
1. Что сидящее (судя по всему, ему уже недолго осталось) в Триполи «правительство» не пользуется поддержкой ни населения, ни своей собственной армии.
2. Что Хафтар – авторитетный и консенсусный лидер, который сумел договориться с большинством группировок и вполне их устраивает.
А это значит, что в Ливию очень скоро может прийти долгожданный мир.
Более того, Хафтар также сумел заручиться поддержкой и за пределами Ливии – в Египте, ряде других соседних стран и, что особенно важно – в Москве.
Например, британские таблоиды в панике пишут, что Россия поставляет Хафтару тяжёлые вооружения (что Кремль отрицает), что там воюет «ЧВК Фигаро» (то есть Вагнера, а где на планете его ещё нет?) и что под Триполи переброшены десантники из Подмосковья (очень вежливые, ога).
Причём там реально паника, что «Москва и Пекин берут под контроль всю Африку, нужно срочно что-то предпринимать, чтобы им помешать».
Всю, не всю, а вот конкретные последствия того, что Хафтар объединит всю Ливию и будет сотрудничать с Москвой, мы вполне можем просчитать.
1. Россия сможет использовать порты Ливии в качестве опорной базы для своего флота.
2. Россия сможет использовать аэродромы Ливии для базирования своей стратегической (и не только) авиации.
А это значит, что «Калибры» и «Кинжалы» смогут контролировать ВСЁ Средиземное море, включая Гибралтар.
3. Также Россия усилит свой контроль над рынком нефти.
4. Через Ливию и Сирию идёт основной поток беженцев в Евросоюз. Так что мы ещё и получим контроль над этими потоками (дополнительный рычаг влияния на Европу, Эрдоган уже давно этим европейских политиков шантажирует).
5. Контракты на поставки в Ливию вооружений и продовольствия, на ремонт и обслуживание электростанций, на строительство и восстановление инфраструктуры.
Это так, навскидку.
Плюс есть ещё всякие другие последствия. Хафтар может легитимизироваться в качестве главы Ливии достаточно быстро – подготовить и провести выборы можно за несколько месяцев. А потом можно, например, подавать в международные суды иски с требованием вернуть замороженные ливийские 150 миллиардов долларов (реально там ещё больше).
В целом же, если смотреть на картину более глобально, Россия и Китай выбрасывают американцев из Сирии и Ливии, с Ближнего Востока и из Африки в целом, из Афганистана их вытесняет «Талибан», в Венесуэле на американскую марионетку Гуайдо возбуждено уголовное дело (перед этим его лишили неприкосновенности). Как сказал на днях китайский дипломат «Латинская Америка не «задний двор» США».
И, я уверен, это далеко не все места, откуда наглосаксов вышвырнут в ближайшие несколько лет.
А потом, когда американцы, поджав хвосты, вернутся в свою заокеанскую конуру, русские достанут «Великую Книгу Обид», куда всё тщательно записывали, и будут выставлять счета всем русофобам, которые гавкали в нашу сторону из-под американского зонтика последние несколько десятилетий.
Причём делать это будут устало и равнодушно, как вынужденное и обязательное действие. Потому что «Надо, Федя, надо!».