Глава правительства самопровозглашенного Косово Рамуш Харадинай, находящийся с визитом в Вашингтоне, в интервью местным СМИ открыто признался, что он американский солдат, а введенные Приштиной 100-процентные таможенные пошлины направлены «против интересов Сербии и России на Балканах».
«Наши позиции схожи с теми, которые отстаивает Америка. И те, кто «на земле», знают это. А я солдат США «на земле», — цитирует слова Харадиная издание Blic.
Политик также выразил уверенность, что «выполняя приказы американцев в целях усиления Косово, усиливаются и американские интересы, а российский и другие интересы отодвигаются на второй план».
В своей работе «Проект „Косово“: Мафия, НАТО и большая политика» доктор политических наук, профессор МГИМО Елена Пономарева подробно изучила феномен Освободительной армии Косова и одного из ее лидеров Рамуша Харадиная.
Согласно выводам ученого, ОАК «создана и поддерживалась в период с 1998 по 1999 год теневыми и разведывательными структурами Запада, которая посредством ведения широкомасштабной партизанской войны против военных и полицейских сил, а также мирных жителей боролась за отделение Косова и Метохии от Сербии. Руками, а скорее стволами и ножами ОАК, параллельно решались две задачи. Первая — создание этнически чистого Косова как геополитического, геостратегического и криминального плацдарма „хозяев большой игры“. Вторая — это закладка посредством начала реализации идеи Великой Албании „мины“ замедленного действия под Европу в целом». И все это было частью долгосрочной политики на Балканах, в том числе «клана Клинтонов».
Сам Харадинай в автобиографической книге «Исповедь о войне и свободе» написал: «Первую партию оружия для Косова я приобрел в 1991 году в Албании: ручные гранаты, пистолеты… Многие военные тренировки мы проводили в Албании… предвиделась переброска в Косово 50 000 бойцов, из которых большая часть должна была прийти с территории Албании». И далее: «Мы постоянно нападали на сербские силы. В любом месте. Днем и ночью. Не скрываясь. Каждый день мы убивали сербских полицейских…». Нельзя не процитировать и его восхищение бомбардировками НАТО: «Один из самых счастливых и памятных моментов в моей жизни связан с началом воздушных нападений НАТО. Все мы с восхищением смотрели на первые самолеты и ракеты. Эти мгновения незабываемы».
За все эти деяния, совершенные против сербов, после агрессии НАТО Харадинай, как оправдавший возложенные на него надежды, был назначен командиром Косовского защитного корпуса, а в 2000 году создал «Альянс за будущее Косова», который в 2004-м привел Рамуша на должность премьер-министра. И это при том, что, по данным немецкой разведывательной службы, Харадинай — самая сомнительная личность в КиМ.
Тем временем белградские власти выдвинули против Рамуша Харадиная обвинение по 108 пунктам за терроризм, убийства гражданских лиц и пр. Гаагский трибунал выдвинул обвинение против него лишь 4 марта 2005 года. После чего Харадинай подал в отставку с поста премьера и 9 марта добровольно сдался Трибуналу. Тогдашний шеф УНМИК (Миссия Организации Объединенных Наций по делам временной администрации в Косово) Серен Йессен-Петерсен заявил по этому поводу, что он уважает решение Харадиная, но сожалеет, что больше не сможет сотрудничать с «близким другом и партнером». Прощаясь же с улетавшим в Гаагу Харадинаем, глава Миссии ООН в Косове публично обратился к нему со словами: «Мой друг! Я желаю тебе скорейшего возвращения!».
Профессор МГИМО подчеркивает тот факт, что «у Харадиная сложились удивительно теплые и добрые отношения с руководством Миссий ООН и НАТО в крае». Например, «генерал Клаус Райнхардт, который с октября 1999 года до весны 2000 года командовал миротворческими силами НАТО, заявлял, что Харадинай — это «человек, которому я безоговорочно доверял и советам которого активно следовал», что это «выдающийся политик, сыгравший важнейшую роль в примирении различных этнических групп в Косове». Со своей стороны, уже упоминаемый Иессен-Петерсен написал, что Харадинай — человек, обладающий «динамичными лидерскими качествами, исключительной работоспособностью и прозорливостью». Решение добровольно сдаться трибуналу, по мнению руководителя Миссии ООН, доказывало, что Харадинай продемонстрировал «достоинство и зрелость».