Есть миф, согласно которому все крупные состояния начинаются с какого-нибудь страшного преступления. Жизнь однако показывает, что попытки сменить разбойничью повязку на стильный смокинг обычно проваливаются. Даже если преступники и богатеют, пока воруют, они начинают терять деньги, как только перестают воровать.
Ярчайшая иллюстрация — сбежавшие на Запад герои девяностых годов, сколотившие себе круглые суммы при помощи разных коррупционных схем. На Западе бизнес у этих господ не идёт: не только потому, что на Западе условия для бизнеса в принципе хуже, чем в России, но и потому, что мышление бандита в корне отличается от мышления бизнесмена.
Бизнесмен вкладывает заработанное обратно в бизнес. Заработал миллион, купил новый станок. Заработал 10 миллионов, расширил цех. Бандит ничего не вкладывает в свою «работу». Украл миллион, пропил. Украл 10 миллионов, купил очередную квартиру на чёрный день. Квартира тут отличается от станка тем, что не приносит сколько-нибудь заметного дохода. У некоторых коррупционеров находятся в собственности десятки квартир, которые они даже не сдают — просто держат в качестве защищённого от инфляции запаса денег.
Ведение бизнеса подобно лепке снеговика. Лепим небольшой снежок, потом на этот снежок накатываем ещё снег, потом ещё и ещё, покуда наш снежок не вырастает в огромный снежный ком. Этим снежком могут быть станки, им может быть клиентская база или организованные в эффективную структуру сотрудники. Суть в том, что усилия бизнесмена направлены не на добычу денег, а на заботу о своей рабочей лошадке.
С бандитами и коррупционерами не так. Они, конечно, тоже способны на простые комбинации — дать взятку в миллион, чтобы сорвать потом 5 миллионов, «прикормить» нужных людей, купить выгодную должность. Тем не менее вот этой капиталистической сосредоточенности на капитале у них нет. Заработанные деньги они или тратят, или копят, но не инвестируют.
Забавный факт: необразованные люди, которые считают всех бизнесменов преступниками, куда как ближе по своему мышлению к этим преступникам, чем к бизнесменам. Бандит подходит к своей деятельности как к обычной работе — более рискованной, но и более высокооплачиваемой. Бизнесмен свой труд на деньги не меняет вовсе. Он строит структуры, которые работают за него.
Когда преступник пытается легализоваться и открыть бизнес, он быстро понимает, что все его навыки бесполезны. Преступник не умеет месяц за месяцем делать из 100 долларов 101 доллар. Он умеет только красть, тратить и копить. Умные преступники, — а для кражи больших сумм денег всё же нужны мозги, — не пытаются конкурировать с профессиональными бизнесменами, а вкладываются в самые простые для собственника полубизнесы. Классический вариант — сдача недвижимости в аренду. Малоприбыльное дело, которое тем не менее довольно сложно запороть неумелым управлением.
Разумеется, мышление — это не единственное, что отличает преступника от бизнесмена. Преступник вредит обществу, а бизнесмен помогает. Преступник делает людей беднее, а бизнесмен богаче. Преступник — отрицательный персонаж, бизнесмен — положительный или нейтральный. На этих банальностях нет смысла останавливаться подробно.
С лёгкой подачи классика многие считают, будто капитал пойдёт на любое преступление ради 300% прибыли и, следовательно, невозможно стать капиталистом, не будучи при этом ещё и преступником.
Это суждение неверно сразу на многих уровнях — в том числе и потому, что преступники вообще не думают о капитале. Преступники думают иначе: «есть возможность провернуть комбинацию, для этого нужно сделать то-то и то-то». Необходимый для комбинации капитал для них — не более, чем одна из составляющих плана, наравне с нужными коррупционными связями и с отрядом тренированных головорезов. Им и в голову не придёт копить капитал, выращивать или зарабатывать его. Преступники просто дадут ещё одну взятку, чтобы им выдали кредит под их авантюру.
Как справедливо заметили недавно в комментариях, мышление бизнесмена — благородное явление, которое, собственно, и создало всю окружающую нас цивилизацию. Типичный бизнесмен, к примеру, это крестьянин, который вкладывает в землю 100 пудов пшеницы, чтобы позже собрать с неё 200 пудов. Также типичный бизнесмен — это рыбак, владеющий средством производства в виде своей рыбацкой лодки.
Если кто-то хочет признать бизнесменов преступниками на том основании, что они богаче окружающих, ему следует признать преступниками и тех крестьян, которые не хотят бесплатно отдавать государству весь выращенный ими урожай.
Также в тему...Неправильные капиталисты