Не успели утихнуть «скверные» страсти вокруг «храма на драме» в Екатеринбурге в рядах противников его строительства, как они вспыхнули в рядах тех, кого принято назвать адекватниками. Причиной их недовольства стало слово «компромисс», к которому обе стороны конфликта призвал президент России Владимир Путин
Признаюсь честно, я сама с некоторых пор поборник силовой формы диалога с любого рода «активистами» и скакуасами. И инстинкт самосохранения, требующий самого жёсткого отношения к любым агрессивным формам протеста, зачастую заглушает здравый смысл.
Однако, есть определённый перечень нюансов, которые все же необходимо учитывать.
Итак, в ситуации, сложившейся в Екатеринбурге, было три варианта ее развития.
Первый, это сценарий Януковича. Его суть в пассивном наблюдении власти за происходящим на улице и поведение в духе «само рассосётся». К чему такая позиция страуса может привести — все хорошо знают. Понятное дело, что такой вариант является худшим из всех возможных, потому и неприемлем.
Сценарий второй. Французский. С учётом того, как долго уже длятся протесты «Желтых жилетов», как жёстко разгоняет их власть, как пагубно это сказывается на облике Парижа, сколько человек уже покалечено, но при этом — никакого результата, несмотря на то, что тот же Макрон регулярно что-то там обещает, так и не достигнуто. Перманентный уличный махач с обоюдным нежеланием услышать друг друга и пойти на какие-то компромиссные договорённости, — тоже не вариант. Ибо может длиться бесконечно, непонятно к чему привести и чем закончиться.
Вариант третий. Путинский. Увести толпу с улицы и, заставив открыть забрало, внятно, без истерик, озвучить свою точку зрения. Показать, что любую проблему можно и нужно решать не с помощью скачек, а цивилизованным способом. И что так и только так нужно решать все возникшие разногласия и отстаивать свои интересы.
Да, я знаю, что решение строить храм на территории сквера было принято не вчера. Да, я знаю, что были общественные слушания, о которых «протестующие» даже не были в курсе. Да, я знаю, что это была грандиозная провокация с далеко идущими намерениями.
Но я также знаю и то, что любому майдану нужна сакральная жертва. И она в любой момент могла (и должна была) появиться, запустив цепную реакцию протестов по всей стране. Собственно говоря, ради этого все и затевалось.
Можете смеяться, но в данном случае на наших глазах разворачивается шахматная партия, выиграть которую возможно в случае жертвы ферзём. И в которой все заканчивается матом, поставленным пешкой.
Объяснюсь. Убрав протест с улицы, были выбиты козыри из рук провокаторов, задачей которых было столкнуть толпу с силовиками, дав таким образом не только нужную картинку, но и предпосылки для эскалации конфликта. С последующими сакральными жертвами. Но это ещё не всё. Пока одни, угомонившись, радуются сносу забора и обсуждают приемлемое место для строительства храма, другие судорожно ищут себе адвокатов. Ибо товарищ майор без труда вычислил всех зачинщиков и шатателей на зарплате, которые и вывели людей на улицы. Более того, взяв в оборот пешек, компетентные органы вышли и на заказчиков, адреса, пароли, явки, паблики, спонсоров и прочие составляющие любого майданчика.
Скажу больше. Хорошо, что екатеринбургский нарыв рванул именно сейчас и по такому поводу. Ибо никто не знает, к чему бы привело его дальнейшее незаметное вызревание. Собственно, то же самое было и в Ингушетии, где на фоне заварухи по вопросу границы с Чечней были выявлены и арестованы все его зачинщики, давно и плотно сидевшие на финансировании от иноагентов, целью которых давно уже является попытка создать стабильный очаг напряжённости в регионе.
В сухом остатке. То, что Храм Святой Екатерины в Екатеринбурге будет построен, — я даже не сомневаюсь. Да и не сошёлся свет клином на этом дурацком сквере. Но не нужно смещать акценты и вопить о том, что «власть прогнулась».
Власть поступила чрезвычайно мудро, уступив в малом, но выиграв в главном. Уличные протесты прекратились. Покалеченных и жертв — нет. Наглядно продемонстрировано, что решать вопросы эффективнее в кабинете у мэра, чем сидя на сырой земле под присмотром ОМОНа. Провокаторы выявлены и нивелированы. Заказчики остались без козырей. «Оппозиция», грантоеды и помоечные СМИ лишились горячей темы для спекуляций. Как говорится, чего же боле?
Впрочем, особо упоротые будут и дальше повторять мантру про «не стоит прогибаться под изменчивый мир». Но в данном случае это весьма и весьма вторично…
Юлия Витязева