Это маленькое уточнение — "почти по всему миру" — отражает особые отношения Google с Пекином, поскольку, как известно, в Китае интернет-гигант практически не работает.
А причина в том, что предыдущий раунд борьбы с китайскими властями американская корпорация с треском проиграла.
Google зашел на китайский рынок в середине нулевых. Через несколько лет компания контролировала более трети поискового рынка страны, причем прилежно, хотя и не скрывая неудовольствия, выполняла цензурирование контента в соответствии с требованиями местного законодательства.
Во второй половине 2009 года в течение нескольких месяцев произошла серия кибератак на американские компании, в том числе такие известные, как Yahoo, Morgan Stanley, Adobe Systems и другие. Эти события остались в истории как операция "Аврора", а обвинили в этом хакеров, якобы связанных с китайскими властями и военными.
Корпорация Google, также пострадавшая от произошедшего (в ходе расследования высказывалось предположение, что злоумышленникам был нужен доступ к почтовым аккаунтам на Gmail китайских диссидентов), в самом начале 2010-го обнародовала информацию о кибератаках, заявив, что прекращает политику цензурирования на китайском рынке.
Последовал период публичного выяснения отношений между Пекином и Google, причем американцы без опасений и сомнений шли на конфронтацию и позволяли себя крайне резкие выпады. В конце концов ключевые продукты и сервисы компании (Gmail, YouTube, карты и так далее) были заблокированы в Китае, а компания демонстративно ушла с рынка.
Стоит отметить, что тогда, в первой половине десятых годов, в Google активно транслировали и продвигали романтические идеи прямой взаимосвязи прогресса и свободы. Крайне показательно в этом смысле знаменитое интервью Эрика Шмидта (тогдашнего главы совета директоров Google и одного из самых известных в мире интернет-гуру) 2012 года, в котором он предсказал крах Великого китайского файервола и даже политического режима в стране под непрерывным давлением технологических инноваций.
Похоже, в Google на полном серьезе верили, что Пекин никуда не денется и в итоге приползет обратно.
Однако реальность оказалась прямо противоположной. Более того, на десятые годы пришелся грандиозный технологический прорыв Китая, главным символом чего и стал Huawei, ударными темпами завоевывающий мир. Точнее сказать, завоевывавший — поскольку перспективы корпорации несколько потускнели в свете последних шагов Вашингтона, бескомпромиссно настроенного и дальше давить на компанию.
Таким образом, в нынешних действиях Google против Huawei легко разглядеть не только вынужденные меры под давлением собственного правительства, но и искреннее стремление отомстить Китаю за собственную глупость, в результате которой корпорация потеряла крупнейший в мире интернет-рынок.
Правда, в отличие от начала 2010-х годов, ныне обращение Google к риторике о свободе, демократии и недопустимости цензуры уже почти никого не способно обмануть.
Нет сомнений и в том, что перед нами — только начало процесса, концом которого теперь уже практически неизбежно станет разделение недолго просуществовавшей глобальной системы на "мир-экономики".