Нет, нет, это не опечатка, просто мало кто знает, что именно так и следовало бы писать имя автора знаменитого «Робинзона Крузо». А ещё мало кто знает, что в Великобритании Даниэля де Фо чтут не только как писателя, но и как создателя английской разведки.
****************************************************
Непутёвый сын мясника
Даниэль родился в 1660 году в семье мясника, выходца из Фландрии. Поскольку лавка у папы была одна, а сыновей много, отец решил передать её старшему сыну, а Даниэлю дать хорошее образование, что само по себе обеспечивало хороший старт в жизни - по замыслу отца Даниэль должен был стать священником. Но младший сын обладал характером авантюриста и вовсе не собирался провести всю свою жизнь на кафедре, наставляя прихожан на путь истинной веры.
Юноша объявил отцу, что намерен отправиться в море. Отнюдь не романтика манила юношу, из морских плаваний все возвращаются несказанными богачами! Справедливое замечание родителя, что во-первых, не все, а во-вторых, многие не возвращаются вовсе, юноша пропустил мимо ушей. Отец вздохнул: «Ну, что ж, негоциант – тоже почтенное занятие», - но сын ушёл в море с контрабандистами.
Даниэль плавал недолго, но испытал всё: и морскую болезнь, и бури, и стычки с таможенниками, и схватку с пиратами. Юноша вернулся домой мужчиной и объявил семье, что намерен заняться коммерцией: оптовый чулочный торговец согласен взять его приказчиком. Отец воздел руки к небу: «Слава Богу, сынок одумался».
Неуёмный бизнесмен
Однако Даниэль, вместо того чтобы стоять за прилавком или чахнуть над бухгалтерскими книгами, он принялся колесить по Европе, выполняя поручения своего работодателя. Хозяин был в восторге: юноша без возражений ехал в самый дальний уголок мира, в самую дыру, и чем дальше, тем лучше, опасности дальнего пути его нисколько не пугали, наоборот, чем больше опасностей обещал вояж, тем с большим рвением молодой человек отправлялся в путь.
В 1684 году Даниэль выгодно женился и решил, что опыта в коммерческих делах у него предостаточно, самовольно присоединил к своей фамилии аристократическую приставку «де», которая впоследствии слилась с сего фамилией, и окунулся в мир предпринимательства. Отец в ужасе закатил глаза: он уже представлял, что за коммерческие дела начнёт проворачивать его сын.
Даниэль просто фонтанировал идеями. Он строил кирпичный завод (в Лондоне строительный бум, завалим столицу кирпичами), разводил мускусных кошек (парфюмеры у меня в очереди за мускусом будут стоять), вкладывал баснословный суммы в создание подводного колокола (все сокровища затонувших кораблей будут наши). За свою жизнь он 13 раз становился весьма состоятельным буржуа и столько же раз разорялся в дым. Но и этого ему было мало, Дефо стремился вкусить пирог жизни с разных краёв, он принимал участие в восстаниях и государственных переворотах, объявлялся государственным преступником, бежал на континент. После нескольких лет изгнания получил прощение, вернулся и организовал газету.
Скандальный журналист
У Даниэля оказалось бойкое перо. Он стоял у истоков криминальной хроники, был первым политическим обозревателем, придумал жанр интервью, писал стихи, фельетоны, памфлеты, высмеивал чиновников и аристократов, не трогал разве что только короля.
Знаменитым его сделал памфлет «Чистопородный англичанин», опубликованный в 1701 году. Дефо поднял родословные нескольких аристократических родов, у истоков которых стояли разбойники, пираты, лакеи, парикмахеры. «Ваши пышные титулы куплены на ворованные деньги!» - писал будущий автор «Робинзона». При обычном тираже газеты в 500 штук номер с «Чистопородным англичанином» разошёлся в три дня тиражом в 80 тыс. экземпляров.
На волне успеха Дефо что называется «потерял берега» и в 1702 году в новом памфлете «Простейший способ разделаться с раскольниками» задел вопросы веры, чего делать было ну никак нельзя. Оскорблёнными себя почувствовали и правительство, и парламент, и правившая тогда в Англии Мария Стюарт. Королева поручила Даниэлю Финчу, графу Ноттингемскому найти автора и наказать. И хотя памфлет был опубликован анонимно, грамотные люди быстро по стилю определили, кому он принадлежит.
Преданные люди предупредили Даниэля и тот «лёг на дно», надеясь переждать бурю. Однако проходит месяц, второй, третий… В газетах появляются объявления «Разыскивается государственный преступник Даниель Фо. Оказавший содействие в его поимке получит 50 фунтов». На 2-3 фунта вполне можно было прожить месяц, а на 50 - год. Не за каждого убийцу и разбойника давали такие деньги. Неудивительно, что его скоро нашли и арестовали.
Когда Дефо ввели в зал суда, он понял, что ему конец. На прокурора он когда-то написал едкую эпиграмму, которую неделю с восторгом повторял весь Лондон. Судья также однажды стал объектом его сатиры. Оба смотрели на Дефо и плотоядно улыбались. Прокурор зачитал обвинение: подстрекательство к мятежу. Судья объявил приговор: три дня стояния у позорного столба, 134 фунта штрафа и стукнул судейским молотком: следующий!
Приговорённого заковали в колодки и поставили на одной из площадей Лондона. Каждый проходящий мог плюнуть в него, кинуть тухлым яйцом или комком грязи, а то и камнем. За день стояния можно было лишиться глаза, а могли и забить камнями до смерти – не возбранялось. В Дефо и плевали, и кидали яйца, но и клали к его ногам цветы, и пили за его здоровье.
Испив за три дня чашу позора полностью, Дефо вернулся в тюрьму - пока не будет заплачен штраф ему предстояло смотреть на мир через прутья решётки. 134 фунта – огромные деньги, у Дефо их не было.
В ноябре 1703 года дверь камеры с грохотом отворилась. Вошедший тюремщик объявил, что Дефо свободен, штраф оплачен. За дверью Даниэля ждал джентльмен, который вывел бывшего узника из тюрьмы, посадил в богатую карету и повёз – но не домой.
Цена свободы
Сидевший за столом человек не удосужился встать. Это был Роберт Харли, спикер Палаты общин от партии тори, фактический глава правительства.
- Это я выкупил Вас, и теперь Вы мой со всеми потрохами. Будете писать то, что я скажу и так, как я скажу. Если не согласны – можете отправляться обратно в тюрьму.
Дефо опустил голову и молчал. У него жена и шестеро детей, которых надо кормить. Конечно, он согласится.
Скоро Харли осознал, какую выгодную «покупку» он совершил. Да, теперь перо Дефо работало на партию тори и лично на Роберта Харли, но деятельная натура Даниэля как всегда искала большего и нашла себя в структуре секретной службы Её Величества.
Разведка Дефо
Английская разведка существовала и до Дефо, но функции её были более чем простые: узнать, а точнее купить секретные сведения у продажного вельможи, организовать заговор с целью убийства политического противника. Дефо преобразил британскую секретную службу.
Он создал политическую разведку: собирая информацию, он мог дать прогноз, какое решение примут европейские дворы в ответ на то или иное решение английского парламента. Это при нём появились первые досье на представителей видных дворянских родов, служителей церкви, влиятельных граждан.
По приказу Дефо его агенты собирали информацию об экономике государства, ибо именно экономика формирует политику страны на многие годы вперёд. Так что Дефо можно смело назвать и родоначальником экономической разведки.
Он раскинул широчайшую сеть агентов по всей Англии, чтобы знать настроения в обществе. При этом Дефо считал, что должно не только следить за политической ситуацией, но и влиять на неё. Его многочисленные агенты распространяли по стране слухи, формируя общественное мнение, Дефо считал, что гораздо проще в корне погасить недовольство, чем давить вспыхнувший мятеж.
Самым важным достижением своей службы он считал обеспечение объединения Англии и Шотландии
Шотландская миссия
Харли, как всегда, сидел, Дефо, как всегда, стоял.
- Как Вы знаете, парламенты Англии и Шотландии готовят Акт об унии, который объединит два государства в одно. Я должен знать, как отреагирует на это население Шотландии: не возьмутся ли шотландцы за оружие?
- Понимаю, сэр.
- Вы поедете в Шотландию и всё выясните лично.
- Да, сэр.
Почти 3 года колесил по Шотландии Дефо, выдавая себя то за торговца, то за моряка, то за священника, то за учёного. Путешествие было опасным: как писали современники, если бы шотландцы заподозрили в Дефо английского шпиона, они его бы растерзали. Несколько раз Даниэль был на грани провала, но так и остался неразоблаченным.
Через три года Дефо вернулся и представил Роберту Харли пространный отчёт.
Харли, как обычно, сидел, Дефо, как обычно, стоял.
- Я конечно прочту Ваш отчёт, - протянул Харли, - но скажите мне просто: поднимут шотландцы восстание или нет?
- Сэр, шотландцы будут недовольны, очень недовольны, но восстания не будет.
- Ошибка будет стоить мне карьеры, а Вам головы.
- Я понимаю, сэр. Восстания не будет.
1 мая 1707 года парламенты Англии и Шотландии объединились в единый парламент Великобритании. По Шотландии прокатилась волна недовольства, которое, однако, не переросло в мятеж.
Эпитафия
Дефо возглавлял английскую разведку 16 лет. Только в 1719 году он оставил свой пост. Освободившись от ставшей ему тягостной службы, он окунулся в новую для себя область – литературу. Впереди были «Счастливая куртизанка», «Дневник чумного города», «История полковника Джека», «Всемирная история пиратства», «Мемуары кавалера» и, конечно же, «Робинзон Крузо».
В последние годы он вновь вернулся в коммерцию, прогорел и на восьмом десятке лет вынужден был, скрываясь от кредиторов, пуститься в бега. Он умер 24 апреля 1731 года в Лондоне на съёмной квартире, не успев проститься с женой и детьми.
Перед смертью он просил написать на его могиле «Даниэль де Фо, джентльмен», однако время и люди рассудили иначе: на могильной плите отца британской журналистики и создателя британской разведки высечено «Даниэль Дефо, автор «Робинзона Крузо».