Так получилось, что знакомство с Америкой для меня началось не с Голливуда и не с шопинга. Ни неон реклам (которого там не так уж и много), ни торговые центры, ни перпендикулярная архитектура Нью-Йорка особого впечатления не произвели. Но в 1996 году, на заключительном семинаре по бизнес-администрированию познакомился с владелецем фамильной страховой компании и собственного небоскреба на Манхэттене Фрэнком Кристаллом...
Это был слом всех советских и пост-советских стереотипов о миллиардерах. Нашу группу встретил на входе в здание подвижный, как ртуть, старичок-боровичок, одетый, как ковбой с ранчо, чем резко выделялся среди одинаковых, как солдаты на плацу, офисных клерков.
Оказалось, что он действительно только что прилетел в город (на крыше небоскреба - вертолетная площадка) специально для того, чтобы в течении полутора часов поговорить с нами о страховании финансовых рисков. Говорили в резульате часов пять, пока он не убедился, что у нас нет ни одного вопроса, который бы остался без ответа.
И за вся пять часов - ни напускной фамильярности, ни надменности. Никаких ног на столе и жвачки во рту. Все очень просто и по-деловому, включая начос из мексиканской кухни, которые мы уплетали, не отвлекаясь от беседы. Ex-USSR затронули вскользь, и я остался впечатлен информированностью: “Да, знаю-знаю, новые русские обожают покупать большие машины и при этом живут в квартирах, больше напоминающих платяной шкаф…” ( дело было в середине 90х)
“Последний из могикан…” - уважительно отозвался о нем наш руководитель группы.. Тогда я не понял, о чем он…
Потом было горячее желание подробнее изучить историю успеха этого государства и заочное знакомство с “первыми из могикан”, где я с удивлением узнал, что изображенный на 100-долларовой купюре Франклин (кстати - он никогда не был президентом США) - почетный член Санкт-Петербургской Академии Наук, автор целого списка изобретений (например патент на кресло-качалку) и вороха афоризмов, среди которых такие известные, как:
«Время – деньги»,
«Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня»
«Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть».
Почитайте про “Эффект Бенджамина Франклина” и оцените, как близко его мировоззрение к мировоззрению нашего Льва Николаевича.
А как вам Томас Джефферсон, читавший в подлиннике Тацита и Гомера, игравший на трех музыкальных инструментах, лично проектировавший свое имение и имевший еще с полдюжины гражданских профессий. Это ведь его лозунг “Нет налогов без представительства” декларируемый сегодня негражданами Латвии и Эстонии, доводит прибалтийских нациков до белого каления…
И вот этот человек, автор Декларации Независимости, подал в отставку из законодательного собрания своего штата, как только почувствовал, что предвыборные обещания выполняются им слишком медленно… Непереводимая игра слов для современных политиков…
А в ту пору было нормальным не только уйти в отставку из-за невыполненных обещаний, но вызвать на дуэль политического оппонента, которые позволил себе в ходе предвыборной компании неуважительные высказывания (Гамильтон-Бёрр) … Честное слово к политической позиции таких людей у меня гораздо больше доверия, чем к нынешним “слугам народа”
И конечно же Генри Форд, чьим скромным фанататом являюсь до сих пор. Один малоизвестный штрих из жизни этого человека:
Однажды, уже будучи миллиардером, Генри Форд приехал по делам в Англию. В справочном бюро аэропорта он поинтересовался самой дешёвой гостиницей в городе. Служащий неуверенно спросил:
— Если я не ошибаюсь, вы — мистер Генри Форд?
— Да, — ответил тот.
Служащий удивился. — Я слежу за новостями, и знаю, что ваш сын, приезжая куда-либо, всегда останавливается в лучших отелях, и всегда великолепно одет. А Вы спрашиваете самую дешёвую гостиницу и носите плащ, который, похоже, не моложе вас. Неужели вы экономите деньги?
Генри Форд с раздражением ответил: — Мне незачем останавливаться в дорогом отеле; где бы я ни остановился, я — Генри Форд. В самой дешёвой гостинице я все равно Генри Форд, нет никакой разницы. Мой сын может себе это позволить - он сын миллиардера. А я сын бедного человека. И это пальто — да, это пальто носил ещё мой отец, но это не имеет никакого значения; зачем мне новые тряпки? Я — Генри Форд, что бы я ни надел; всегда и всюду я — Генри Форд. А остальное неважно.
Когда я рассказываю эту историю гламурным московским либерастам, у них происходит короткое замыкание в куриных мозгах и временный паралич хватательных рефлексов. Хотя в США дела еще хуже. Реальная история США старательно вымарывается из учебников, особенно такая интимная ее часть, как безналоговый режим, соблюдавшийся в течении 200 лет и полностью ликвидированный только в 1935 году - вместе с победившими здравый смысл банкстерами.
Но есть, как всегда и хорошие новости. В США не все так однозначно. И думающая молодежь, пресытившись фаст-фудом и сейлами, все чаще и чаще интересуется вопросом “откуда есть пошла земля американская…” Во всяком случае мне лично об этом рассказывает мой сын, в этом году закончивший университет в Мичигане.
Так вот наиболее пытливые головы находят очень много, слишком много различий между тем, что завещали отцы-основатели и что они имеют сейчас в наличии. А прочитав кое-что из “Жизни замечательных людей”, троих из которых я упомянул, молодежь США начинает сомневаться, что эти трое указанных великих человека захотели бы жить в современной Америки, хотя бы потому, что все трое одинаково брезгливо относились к спекулянтам воздухом и считали банкиров засранцами.
А когда появляются такие мысли, то неизбежными становятся и перемены… Дай то Бог