Каким был численный перевес войск СССР над войсками третьего Рейха?

__________________________________________


  Предисловие.

      Уже давно и настойчиво в самых разных кругах муссируется тезис об огромном численном перевесе советской армии над войсками третьего Рейха в ходе всей ВОВ. Сторонники данной теории ссылаются то на мемуары немецких генералов, то на статьи журналистов, то на разоблачающие независимые расследование неизвестных “независимых” экспертов, то на детско-дефективные книжки всяких Резунов (несколько слов о “профессионализме” данного “эксперта” http://army.armor.kiev.ua/hist/operacia-most.php ), то на художественные произведения разных Солженициных и Шаламовых, а то и просто на собственные умозрительные заключения диванных экспертов… Порядочно устав объяснять далеким от науки, техники, армии, да и системы образования в целом, людям, что такое военное искусство, военная статистика, история, да и наука в целом, я привожу ниже часть публикации Ю.Г. Веремеева “Гениальность гитлеровских полководцев и бездарность сталинских” (http://army.armor.kiev.ua/hist/bezdarnoct-1.shtml там еще много интересного), опубликованную автором на сайте Анатомия армии, и посвященную вопросам состояния вооруженных сил РККА и Рейха в ходе ВОВ. Более детально этот вопрос Вы можете изучить по весьма неплохой книгам автора: “Красная армия в начале второй мировой войны”, и “Повседневная жизнь Вермахта и РККА накануне войны”, “Мифы и правда о плане «Барбаросса»”. Приводить всю публикацию полагаю излишним, ибо, практически никто в Афтершоке (как и на других ресурсах инета) не дочитывает длинные публикации до конца.

Несколько слов об авторе. Веремеев Юрий Григорьевич вышел на пенсию в 2000 году в звании подполковника инженерно-саперных войск, с общей выслугой в советской и российской армии 26 лет. Автор ряда ценных книг и публикаций по военной технике, истории второй мировой войны, истории развития военного искусства. Администратор сайтов “Анатомия армии” и “Сапер”. Ушел из жизни 30 июля 2018 года. При работе над публикациями он широко использовал не только полученный в ходе военной карьеры знания и опыт, а так же, различную открытую литературу, но и широкий перечень архивных документов, точные ссылки на которые присутствуют во всех его публикациях.

Приводимую публикацию я не редактировал, за исключение устранения нескольких незначительных описок, никак не влияющих на содержательную часть текста. Да и надобности в подобной редакции нет, автор лучше меня разбирался, как в военной технике, так и в истории ВМВ. С материалом публикации я согласен до последнего предложения. Изображение для статьи выбрал произвольно, смысловой нагрузки оно не несет.

Конец предисловия.

 

                                          Подавляющее превосходство СССР в людских резервах

      Все почему то согласно кивают, когда речь заходит об огромном численном превосходстве в населении СССР перед Германией. Не вдаваясь в статистику все сразу представляют себе огромные российские просторы и сравнительно небольшую территорию Германии, а отсюда, думают, что и говорить то тут просто не о чем. Однако, это вовсе не так.

     Согласно книги Г.Ф.Кривошеева  "Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил" население СССР к 22 июня 1941 года составляло 196.7 мл. человек. Согласно  книги Б.Мюллер-Гиллебрандта "Сухопутная армия Германии 1933-1945 гг." население Германии по состоянию на начало 1938 года составляло 80.6 мл. человек, т.е. в 2.44 раза меньше, чем в СССР.

      Существенное превосходство в численности населения, а следовательно и в возможностях пополнения армии. Однако, назвать его подавляющим уже нельзя. Подавляющее это когда в пять-шесть раз и более.

      Давайте вспомним, что после присоединения Австрии, население Германии увеличилось на 6.653мл. человек ( согласно статьи профессора Г.Арнтца в книге "Итоги Второй Мировой войны") и составляло теперь 87.253мл. человек.

       Однако, это только имперская территория Германии. У меня нет данных о количестве немецких репатриантов, прибывших в Германию из Прибалтики, Бессарабии и Буковины в 1940 году, но надо думать, что они отнюдь не уменьшили численности населения Германии. Добавим сюда увеличение численности населения Германии за счет немцев, ставших гражданами Германии после присоединения к ней Судетской области (где немцы составляли преобладающую часть населения), захвата остальной части Чехословакии, где немцев проживало весьма много, и оккупации Польши, где немецкая диаспора составляла существенную часть. Не берусь приводить точные цифры, но думается, что это дало от 1 до 2 мл. человек прибавки.

       А вот какая любопытная картинка открывается, когда  начинаешь читать протоколы допросов немецких военнопленных:

...Военнопленный солдат Георг Рихтер, рождения 19.10.1920 г. в Слинов (Моравская Острава), чех, инженер, только закончил высшую техническую школу, сейчас же призвали в армию 3.2.1941 г. Фришен Вартегау (Польск. губ.). Взят в плен 20.12.41 г. в р-не свх. «Власть труда»:

"...Солдаты не хотят воевать, им вначале обещали, что они получат теплое обмундирование, что из Франции им на смену придет другая армия, а они уедут на отдых домой. Ничего этого до сих пор нет. Настроение у всех солдат - домой. Отдельных чешских частей нет. Всех чехов отправили в Германию и распределили среди немецких солдат. Сколько чехов у них в полку, он не знает, об этом боятся говорить, потому что немцы насмехаются над ними, чешских солдат отправляли всегда напередорвую. Он был все время в штабной роте. Если немцы знают, что он чех, они дают ему самую тяжелую работу. Чешские офицеры служат солдатами..."

   ...Военнопленный солдат Крук Франек , рождения 1918 г., поляк, призван в армию в марте м-це 1941 г. в р-не         Ченотрохов, крестьянин. Взят в плен 5.1.1942 г. в р-не д. Чулково. Принадлежит 7 роте 511 пп 293 пд.:

"В роте всего насчитывается 60-70 человек поляков, то же примерно и в других ротах. За декабрь м-ц в полку было сильно обмороженных 11 человек, которых увезли в лазарет, и очень много слабо обмороженных, которых оставили в строю. За последнее полмесяца в полку 6 человек было взято в плен, несколько человек убитых и раненых (количество не знает). Пополнение в декабре м-це в полк не поступало. 10 человек немцев, бывших в обозе, поставили в строй, в обозе их заменили русскими пленными. Полк обороняется по зап. беоегу р. Зуша."

      Что мы видим из этих протоколов? А то, что граждан оккупированных стран, в частности из Польши и Чехии призывали в Вермахт в обычные немецкие пехотные части. Сколько их там воевало, у автора нет точных сведений, но явно, что не одну тысячу.

       Но на стороне Германии, кроме того, активно воевали Румыния (19.85 мл. чел. населения), Венгрия (9.2мл. чел. населения), Финляндия (3.697мл. чел. населения), Италия (43.78мл. чел. населения). Их людские резервы невозможно оставить в стороне.

       Вопрос о том, что эти союзнички воевали плохо, свой людской потенциал использовали не в полной мере и прибавлять их людские ресурсы к ресурсам немцев нельзя, является риторическим. На это можно возразить, что и СССР свои людские ресурсы тоже мог использовать не в полной мере. Напомним, что уже в первые недели и месяцы войны СССР потерял полностью все население Прибалтики, Молдавии, Украины, Белоруссии и в значительной мере русское население Европейской части страны.

       Вот выдержка из широко известного приказа Сталина № 227 от 28 июля 1942г., который в исторической и художественной литературе известен как приказ "Ни шагу назад":

"Мы потеряли более 70 миллионов населения, более 800 миллионов пудов хлеба в год и более 10 миллионов тонн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба." (РГАФ. Фонд. 4, опись. 12, дело 105, листы 122 — 128.).

      Большую часть из этих 70 миллионов СССР потерял летом 1941 года.

      Отсюда получается, что осенью и зимой 1941-42г., когда по писаниям немецких мемуаристов-генералов начало сказываться численное превосходство русских,   СССР уже не имел сколько-нибудь существенного преимущества в численности населения, а значит и формировать новые дивизии ему было ничуть не легче, чем Германии. Тем более, что Германия могла высвобождать из промышленности и сельского хозяйства немцев и направлять их в армию, а заполнять рабочие места насильно привозимой из всех оккупированных стран рабочей силой. СССР такой возможности не имел.

      Я выше уже писал, что по состоянию на 22 июня 1941 численность действующей армии РККА 2мл. 743 тыс. чел, Вермахта (с союзниками) 5мл. 500 тыс. Соотношение 1 к 2 в пользу немцев. А вот уже к началу зимы 1941 года численность действующей армии РККА 4 мл. 196 тыс. чел, а Вермахта 4мл. 657 тыс. Соотношение 1/1,1 в пользу немцев.

       Получается, что здесь имело место не "огромное численное превосходство Советов", а постепенное снижение численного превосходства Вермахта над РККА.

       Красная Армия, если верить недавно вышедшей книге "Великая отечественная война 1941-1945гг. Действующая армия" численно начнет превосходить Вермахт только к началу летней кампании 1943 года, когда немцы уже проиграют и битву под Москвой и битву под Сталинградом

       Таким образом, и тезис о неисчислимых людских ресурсах России оказывается несостоятельным. Откуда же он взялся и почему отказался столь живуч?

      Есть в военной науке один очень скучный раздел, который называется "Военная статистика". Ею, в основном занимаются службы внешних разведок. В США это ЦРУ, у нас СВР. У немцев Абвер и СД.

От автора: Военная статистика является одним из основных инструментов разведки, которая на самом деле занимается не столько засылкой разведчиков в стан противника, вербовкой шпионов, лазаньем по сейфам, подслушиванием телефонных разговоров, спаиванием носителей секретов в ресторанах, подсматриванием в чужие постели и прочими мероприятиями столь знакомыми широкой публике по многочисленным шпионским книгам и фильмам, сколько обработкой и анализом поступающих данных, из которых от 80 до 95 процентов добываются из открытых источников (газеты, журналы, кинохроника, книги, открытки, выставки, телефонные справочники, статистические сборники, реклама продукции и т.п.). Вот это и является на самом деле разведкой. А все эти Штирлицы, Филби, Зорге, Шульце-Бойзены, Кузнецовы и иже с ними,  это всего-навсего рядовые разведки. Так сказать, самый низший уровень, нижние чины, причем не самые существенные. Так, вспомогательный персонал. И добываемые ими сведения это лишь отдельные мелкие штрихи общей картины состояния дел у противника, которая рисуется аналитиками разведки в центре.

        Военная статистика, как и любая другая наука, располагает соответствующими методиками математической обработки поступающих данных. Существуют научно выверенные и проверенные временем формулы, по которым не столь уж и сложно, отталкиваясь от общей численности населения государства противника, высчитать то количество дивизий, которое оно сможет выставить. Можно подсчитать с весьма высокой степенью точности возможности противника по возмещению понесенных людских потерь. И не только вообще, но и по годам и даже по месяцам.

         В немецкой разведке работали весьма квалифицированные аналитики, расчеты они вели точные. И их анализы ложились на стол Гитлера регулярно. Вот только беда в том, что исходные данные о советских  потерях, которыми они оперировали, были ложными, многократно завышенными. И  вводили разведку в заблуждение не кто иной, как немецкие же генералы. В своих донесениях они с первых же дней войны сообщали о неимоверном количестве убитых, взятых в плен красноармейцах. С одной стороны, как это нередко бывает везде, они сообщали не то, что было на самом деле, а что хотелось услышать Гитлеру, с другой, к числу пленных в донесениях и сводках причисляли не только настоящих красноармейцев, но и вообще всех мужчин призывного возраста. Сохранился приказ генерала Рейхенау (командующий группой армий "Юг"), где он прямо требует относить к пленным всех мужчин от 17 до 65 лет.

      Эта истерия грандиозности разгрома Красной Армии усиленно поддерживалась, тиражировалась и размножалась ведомством Геббельса. В этой обстановке сообщать действительные данные о советских потерях для некоторых гитлеровских генералов становилось просто опасно. Ну как донести, что убито и пленено всего несколько десятков красноармейцев, если справа и слева соседи доносят о тысячах. Кто решится сказать, что всесильный министр пропаганды лжет.

      Естественно, что в Берлине никто не сомневался в истинности поступающих данных. Отсюда на стол фюрера ложились результаты анализа, указывающие, что людских ресурсов у Красной Армии уже не осталось, что Вермахт добивает последние советские дивизии. На основании этих данных уже в конце лета 1941 Гитлер принимает, казалось бы глупое решение о снижении военного производства, планирует к началу зимы вывести из России большую часть пехоты и все танковые дивизии. Это не было глупое и глубоко ошибочное решение. Оно было верным. Верным, если бы оно основывалось на верных исходных данных.

      Откроем военные дневники Гальдера. Вот его запись от 8 августа 1941 года:

      "Противник имеет в своем распоряжении для ведения дальнейших операций лишь крайне ограниченные силы. Если исходя из имеющихся возможностей, в основу расчета положить, что на каждый миллион жителей можно сформировать две дивизии, то окажется, что количество выявленных на стороне противника дивизий является предельно возможным и не следует ожидать дальнейшего комплектования им каких либо крупных соединений".

       Но на фронте вновь и вновь как чертик из коробки откуда то появлялись "новые советские дивизии" взамен разбитых согласно донесений в пух и прах. Немецкие войсковые генералы сами себя загнали в ловушку. Нужно было объяснять фюреру - откуда у Советов берутся свежие дивизии, которых быть не может, поскольку все имевшиеся на начало войны дивизии разбиты, а сформировать и обучить новые в эти сроки невозможно.

      От автора: Кстати, почему-то никто из читающих немецкие мемуары не обращает внимания на то, что в этих мемуарах идет постоянная путаница  в составах, количестве и нумерации советских дивизий, корпусов, армий, фамилий советских генералов, командующих фронтами и армиями. В лучшем случае, в критических статьях, русских переводах мемуаров наши переводчики в сносках указывают,  что мемуарист здесь допустил ошибку. А ведь на самом деле эта "путаница" весьма показательна. Это отголосок той лжи, которой потчевали немецкие генералы своего фюрера. Ну как они могли в своих донесениях указывать, что вновь ведут бой с теми же самыми советскими дивизиями, которые  неделю назад они разнесли в пух и прах, и от которых ничего не осталось. Приходилось указывать ложные номера. А позднее при написании мемуаров генералы вытащили на свет божий свои записи, донесения. Спустя несколько лет уже трудно вспомнить, что тут правда, а что ложь. Вот и пошла гулять по страницам немецких мемуаров развесистая клюква.

     Если проанализировать мемуары немецких генералов, то по ним отчетливо видно, что взамен якобы уничтоженных дивизий сначала на фронте появляются мифические сибирские дивизии. Дивизии из внутренних советских военных округов действительно на фронт прибывали. Но возьмите хоть советские, хоть иностранные достаточно достоверные источники, то вы увидите, что таких дивизий было весьма немного, поскольку в предвидении войны основная часть советских дивизий сосредотачивалась на западе страны. В округах восточнее Москвы оставалось совсем мало дивизий, которые к тому же были хуже вооружены и укомплектованы.

    Давайте посмотрим, что оставалось в советском тылу после 22 июня 1941 года.

   *Московский военный округ: -118-я и 235-я стрелковые дивизии и 51-й отдельный танковый батальон.

   *Приволжский военный округ-нет ничего.

   *Уральский военный округ- нет ничего.

   *Сибирский военный округ- 581-й отдельный стрелковый полк.

   *Среднеазиатскский военный округ -68-я, 83-я, 194-я горно-стрелковые дивизии, 180-я, 20-я, 21-я горно-кавалерийские дивизии, 9-я, 53-я танковые и 221 механизированная дивизии, 31-й мотоциклетный полк, 10-й и 11-й легкие бронепоезда.

     Это все. Ну и кто и когда увидел на фронте знаменитые "прекрасно оснащенные, отлично обученные сибирские дивизии", которые якобы и спасли Москву? Один отдельный стрелковый полк на всю Сибирь. Все, что там было, ушло на Запад еще до войны. Вот панфиловская дивизия из Казахстана пришла под Москву. Так об этом писали наши газеты еще тогда.

     Так что, тезис-то липовый, хотя и популярный как среди гитлеровских генералов, так и среди российских патриотов Сибири. Не спорю, позднее Сибирь сформировала немало дивизий, которые дрались отменно. Но для формирования дивизий нужно время, нужно оружие, нужны офицерские кадры, нужно обучение. Иначе это не дивизии, а пушечное мясо. Наспех по мобилизации собранные, необученные, не сколоченные, без боевого опыта, торопливо прибывшие в незнакомую местность так воевать не смогут.

     На самом деле дрались под Москвой все те же сбитые с границы, жутко потрепанные в летних боях, не один раз окруженные, но набравшиеся боевого опыта и умения дивизии. Тому свидетельство хотя бы боевой путь моего отца в 1941 году. В одной и той же дивизии он принял первый бой у польского города Ломжа на рассвете 22 июня, оказался с дивизией в окружении под Минском, вышел из окружения, второй раз с дивизией попал в окружение под Вязьмой, вновь вышел, оборонял Москву и вместе с дивизией пошел в декабре 1941 на запад. Не верите? Почитайте историю 11-й гвардейской дивизии.

     Однако тезис о "сибирских дивизиях" неплохо срабатывал перед Гитлером зимой-весной 1941-42г. Следом рождается тезис о том, что в СССР оказывается вообще неимоверно много народу, что Сталин может формировать столько дивизий, сколько захочет. Начинаются скандальные споры Гитлера со своими генералами. Фюрер опирается на данные своих аналитиков, которые вполне обоснованно утверждают, что у Советов нет таких людских ресурсов, которые позволяли бы Сталину безболезненно восполнять столь грандиозные потери (против математики не попрешь).

     И когда, генералы, которые увидят, как осенью 42-го в районе Сталинграда с севера и юга над ними угрожающе нависают советские войска, попросят фюрера дать разрешение на отход, то он будет кричать, что они лгут, что у Сталина нет и не может быть такого количества резервов. После войны они будут анализировать ситуацию и убедительно доказывать, что виновником сталинградской трагедии является исключительно Гитлер, не позволивший отвести вовремя 6-ю армию. И будут помалкивать о том, что в основе этой трагической для Вермахта ошибки лежит их собственная ложь о грандиозных победах лета  41-го и о сотнях уничтоженных и разгромленных советских дивизий.

    Генералам, загнанным в ловушку своим же прежним враньем, ничего не останется делать, как стойко утверждать, что русских они бьют сотнями тысяч, но в России так много народу, что тут уж ничего не поделать. Находят и виноватого - адмирала Канариса с его Абвером, который якобы не сумел выявить до войны неисчислимые людские ресурсы Советского Союза. Это совпадает со стремлением Гиммлера свалить конкурента. Райхсфюрер СС в этих утверждениях поддерживает генералов Вермахта. А Гиммлеру Гитлер верил и даже очень.

    В послевоенные годы тезис об огромных людских резервах Советского Союза очень пригодился битым немецким фельдмаршалам для самооправдания. Причем, они одним выстрелом убивали сразу двух зайцев - оправдывали свои поражения и убедительно доказывали, что Гитлер принимал неверные решения. Однако, при этом мастерски замалчивали тот факт, что эти неверные решения он принимал на основе их же лживых донесений.

    Ну а позднее, когда в нашей стране сначала Хрущеву потребовалось "развенчать культ личности Сталина", а позднее и народившимся демократом потребовалось вообще опорочить всю советскую власть, этот тезис и в наших СМП (средствах массовой пропаганды) очень даже прижился. Настолько прижился, что никто даже из маститых историков не попытался взять в руки карандаш и конторские счеты и подсчитать - а каково было превосходство СССР над Германией в людских ресурсах.

   Он так сказать был признан за аксиому. А на деле сколько-нибудь серьезного превосходства в людях и не было. Посмею предположить, что советское высшее военное руководство просто более грамотно сумело использовать людские ресурсы, нежели немецкое свои.

    Небольшой пример. В ходе войны выяснилось, что численность Люфтваффе непомерно высока и превышает потребности этого вида Вооруженных Сил. В Люфтваффе по состоянию на начало войны находилось свыше 20 процентов всей живой силы Германии. Из 1мл. 700 тыс. военнослужащих Люфтваффе непосредственное отношение к авиации имели лишь 588 тыс. чел. и еще 571 тыс. человек служили в зенитной авиации. Остальные, это вспомогательный персонал, а проще говоря - бездельники. Да и зенитчиков в то время столько еще не требовалось. Когда Сухопутные Силы, понесшие к 1942 году непомерные потери попросили передать им без ущерба для авиации и флота соответственно всего лишь 50 и 10 тыс. чел., им в этом было отказано. Вместо этого Геринг распорядился создать  порядка десяти т.н. авиаполевых дивизий. Для этих дивизий не было в достатке подготовленных унтер-офицеров и офицеров, а назначенные командовать этими дивизиями авиационные генералы понятия не имели что такое сухопутная война и как управлять такими дивизиями. В результате пехотные дивизии Сухопутных Сил так и не получили столь необходимого ими пополнения, а неспособные воевать в поле авиаполевые дивизии Люфтваффе составили легкую добычу для советских пехотинцев.

    Немногим лучше обстояло дело и в дивизиях войск СС, количество которых к концу войны составило около сорока. Оставляя вне поля зрения те эсэсовские дивизии, которые были сформированы из не немцев, про остальные можно сказать, что там был собран лучший человеческий материал гитлеровской Германии (в плане преданности режиму и готовности сражаться за него). Но командование этих дивизий тоже не умело руководить боевыми действиями, в результате чего дивизии СС несли огромные потери, по большей части не диктовавшиеся обстановкой. В результате большое количество солдат и офицеров погибло, не принеся той пользы, которую они могли бы дать. Об этом не раз упоминают сами же немецкие мемуаристы.

 

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 12).

реклама 18+

 

 

 

___________________

 

___________________

 

_________________________

   _________________________________