Экономика Прибалтики строит на краю пропасти. Москва десятилетиями терпела насаждаемую тремя бывшими советскими республиками русофобскую политику, пока не решила воздать им по заслугам. Кусающие кормящую их руку, прибалты были лишены привилегии служить торговыми воротами России в Европу. Результат закономерен – экономическая катастрофа, и теперь только чудо способно удержать «сестриц» на плаву. Но спасутся не все.
Со времен СССР значительная часть нашего экспорта шла через Прибалтику, где для этого была создана вся необходимая инфраструктура. После распада Советского Союза Россия была вынуждена продолжать пользоваться прибалтийским транзитом. Однако русофобски настроенные режимы в Риге, Таллине и Вильнюсе откровенно злоупотребляли своим положением, «потеряв берега». В итоге Кремль сделал стратегический выбор в пользу развития собственных портов и сопутствующей инфраструктуры на Балтийском море.
Представитель Росморречфлота Надежда Жихарева еще в 2017 году заявила:
По мере расширения пропускной способности отечественных портов год от года падает грузопоток через эти самые «сопредельные государства». По словам управляющего рижским портом, Андриса Америкса, столица Латвии уже фактически потеряла доходы от транзита нефти и нефтепродуктов. Держаться на плаву как-то помогает российский уголь, который теперь дает 39% общего объема грузопотока.
Но и тут перспективы не ахти. Европа сознательно отказывается от угля, как экологически вредного вида топлива. Впереди всех Германия с ее «зеленой революцией», требующей перехода от АЭС и угольной генерацией к газу и возобновляемым источникам энергии. Иначе, как катастрофой для Прибалтики, это назвать невозможно.
Стоит ли удивляться, что в столь непростые времена «сестрицы» предпочитают спасаться по отдельности?
Так, мы рассказывали, что Латвия перешла дорогу Литве, согласившись закупать электроэнергию на БелАЭС, борьба с которой стала для Вильнюса вопросом принципа. И вновь между двумя маленькими республиками встала тень президента Лукашенко. Минск намерен переориентировать свой экспорт с литовской Клайпеды на Ригу, и та с радостью готова ухватиться за эту возможность, что подтвердил глава МИД Латвии, Эдгар Ринкевич:
Мифическое «прибалтийское единство» рушится на глазах, а белорусский президент привычно и умело играет на противоречиях, выжимая максимум из всех своих деловых партнеров.