Террорист Александр Ульянов

_________________


Кто учился в советской школе, тот помнит, что старший брат Ленина Александр Ульянов был повешен за участие в подготовке покушения на царя. По рассказам учителей именно эта казнь и толкнула молодого Володю Ульянова в революцию. Но чего же такого натворил 20-летний студент Ульянов, что несовершеннолетнего (в России совершеннолетие считалось с 21 года) вопреки неписанному правилу "малолетних не казнить" приговорили к виселице?

Политический сыск в Российской империи

В конце января 1887 года на харьковском почтамте полицейский старательно переписывал письмо,  пришедшее в адрес студента Никитина, находящегося под негласным надзором полиции. Фразу «у нас возможен самый беспощадный террор, и я твердо верю, что он будет, и даже в непродолжительном времени» он отчеркнул в снятой копии красным карандашом.

Поздним вечером 28 февраля в С-Петербурге командир отдельного корпуса жандармов генерал Оржевский докладывал министру внутренних дел графу Толстому:
- Как было установлено, корреспондентом является студент С-Петербургского университета Андреюшкин, уже отмеченный как политически неблагонадёжный. За Андреюшкиным учредили наблюдение и установили, что 27-го и 28-го он с 12 до 5 часу дня в сообществе с другими лицами (всего 6 человек), прогуливались по Невскому проспекту, причём трое несли под платьем некие тяжести. Все шестеро взяты под наблюдение, личности их устанавливаются.

Генерал закончил доклад, закрыл папку и вытянулся перед министром. Оба молчали, потому что всё и так было понятно. Взойдя на престол, Александр III приказал усилить меры безопасности, чтобы не пасть как родитель от рук террористов. Теперь даже приближённые порой не знали, куда поедет Государь и каким маршрутом. Но завтра, 1 марта, в день гибели Александра II, его сын по установившейся традиции  отправится через Невский проспект в Петропавловскую крепость на заупокойную службу о своём отце.

- Почему их сразу не арестовали? – прервал молчание министр.
- Ваше Сиятельство, вчера и сегодня у террористов «репетиция»: отрабатывают подачу сигналов, уход с места покушения и пр. Носят ли злоумышленники с собой на «репетицию» снаряжённые бомбы? Не уверен. А если просто кирпичи? И что мы им предъявим? Прогулки по Невскому? Покушение назначено на завтра, вот завтра их и надо брать, с поличным.
- Хорошо. Но смотрите, Пётр Васильевич, если что-то случится… Сами понимаете.
- Понимаю. Ничего не случится.

Правительственное сообщение:
«1-го марта на Невском около 11 часов утра задержано трое студентов, при коих по обыску найдены разрывные снаряды, по осмотру их экспертом, оказались заряженными динамитом и свинцовыми пулями, начиненными стрихнином».

Кроме метальщиков, были схвачены ещё трое сигнальщиков. На квартирах задержанных немедленно провели обыски. Конспираторами террористы оказались никакими: в ходе обысков находили динамит, оружие, прокламации, детали бомб. На квартире каждого из арестованных была устроена засада, хватали всех, кто приходил. В квартиру одного из сигнальщиков и постучал в ночь с 1 на 2-е марта студент 4-го курса С-Петербургского университета Александр Ульянов.

Первоначально все задержанные молчали. Но, как это часто бывает, не все оказались стойкими: двое задержанных 1 марта сигнальщиков начали давать признательные показания, называть имена. Прошли аресты в С-Петербурге, Москве и Харькове. В первых числах марта было арестовано 25 человек, впоследствии к ним добавились ещё 49, всего к делу было привлечено более 200 лиц.

Террорист №2 Александр Ульянов

Задержанные представлялись как члены «Террористической фракции революционной организации «Народная воля», что жандармов несказанно удивило: «Народная воля» была разгромлена ещё в 1881-1884 годах. По сути, «фракция» представляла собой кружок, объединявший два десятка 20-26-летних  студентов Петербургского университета. Руководителем организации арестованные единогласно называли Петра Шевырёва. А вот сразу за ним в иерархии «фракции» шёл Ульянов.

Александр Ульянов состоял в организации с первого дня её существования, он наряду со Шевырёвым был одним из её организаторов, он составил и отпечатал её программу, и лично собрал две бомбы, набивал их динамитом и отравленными стрихнином стальными обрезками. В январе 1887 года Шевырёв, болевший открытой формой туберкулёза, по настоянию врачей уехал на лечение в Крым и Ульянов взял на себя всю непосредственную подготовку и организацию акции, он расставлял сигнальщиков и инструктировал метальщиков, как правильно пользоваться бомбами. Нет, не стоял Александр Ульянов с краю, он был в самом центре заговора.

3 марта Александра Ульянова, как одного из главных фигурантов дела, перевели из общей камеры охранного отделения в одиночный каземат Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. А скоро в Петропавловку был доставлен арестованный в Ялте Шевырёв.

Суд с заранее оговоренным приговором

Александр III, тяжело дыша, опустил кулак на дубовую столешницу:
- В Шлиссельбург. Всех. Пожизненно.
- Ваше Императорское Величество, - мягко осадил императора министр внутренних дел, - можно конечно и так, но… зачем же? Пусть их судят. Доказательств вины более чем достаточно, злоумышленники свою вину не отрицают. Согласно Уложению о наказаниях совершение цареубийства и умысел на оное одинаково караются смертной казнью. Мы их всех повесим. Но по закону.
Александр поднял глаза на министра: «Умён, шельма!»

15 апреля начался суд Особого Присутствия Сената – судебного органа для чрезвычайных дел. На скамье сидели 15 человек, 12 мужчин (из них 4 не достигшие 21 года, т.е. по законам империи несовершеннолетние) и 3 женщины. Суд проходил при закрытых дверях, присутствовали только министры, члены государственного совета, сенаторы. Родственникам подсудимых вход был закрыт, единственная, кто сумела пройти на суд, была мать подсудимого Ульянова.

Просьба матери

- Господин прокурор, к Вам госпожа Ульянова… Просить?
- Да, да, просите.
Прокурор Неклюдов встретил Марию Александровну у дверей, усадил её в кресло:
- Госпожа Ульянова, ничего говорить не надо. Я сочувствую вашему горю, но… ничего поделать нельзя. Ваш сын признался во всём и ни в чём не раскаивается. Он берёт на себя чужие грехи, признаётся в том, что совершали другие, спасая тех от справедливого наказания. Он лично собрал бомбу и начинил её страшным ядом. Представьте, что было бы, разорвись бомба во время проезда по Невскому императора! Сколько невинных людей пострадало бы!
Мария Ульянова с трудом подавила рыдания:
- Я всё понимаю. Ваше Превосходительство… Илья Николаевич называл Вас одним из лучших своих учеников, он гордился Вами…
Перед прокурором промелькнула его юность, учёба в пензенском дворянском институте и любимый учитель математики Илья Николаевич Ульянов.
- В память о Вашем учителе, - продолжала женщина, -  молю: дайте мне возможность быть на суде, увидеть сына! Больше я ничего не прошу.
И прокурор не смог ответить «нет». Когда на следующий день Александр Ульянов выступал с последним словом, в зале сидела мать и смотрела, как её сын обличительной речью сам вешает себе петлю на шею. Про воспоминаниям детей, домой она вернулась совсем седой.

Царское «милосердие»

19 апреля суд вынес приговор: все 15 заслуживают смертной казни. Однако Особое Присутствие ходатайствовало перед императором о смягчении приговора для восьми подсудимых, заменив им смертную казнь различными сроками каторжных работ. В качестве оснований для милосердия назывались несовершеннолетие, чистосердечное раскаяние, сотрудничество со следствием, отдалённое участие в заговоре. Александр III принял доводы во внимание, ещё двоим «смертникам» заменил повешение бессрочной каторгой, троим сократил сроки каторжных работ с 20 лет до 10.

Но пятеро должны были взойти на эшафот: Шевырёв, Ульянов и трое метальщиков, арестованные 1 марта на Невском. Никакие обстоятельства, включая малолетство приговорённых, во внимание не принимались. 8 мая 1887 года все пятеро были повешены во дворе Шлиссельбургской крепости. На полях доклада о завершении дела Александр III сделал пометку: «На этот раз Бог спас, но надолго ли?»

Александр III не погиб от рук террористов. Самодержец умер в своей постели. Полную чашу страданий придётся испить его сыну, будущему императору России Николаю II.

Klim Podkova, для журнала «Все загадки мира»

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.4 (41 голос).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА