Различные протестуны пытаются вовлечь нас в борьбу против глобального потепления, за права ЛГБТ, за «честные выборы», против отдачи Курил – за что угодно/против чего угодно, лишь бы мы не разбирались, в чём суть реальных проблем мира.
Сегодня мы атакуем два экономических мифа, навязываемых нам неолиберальной пропагандой.
Миф первый. Будто процветание стран связано с демократией и свободным рынком.
Вот так странно совпало, что все «развитые» страны раньше были империалистическими и имели колонии, которые беззастенчиво грабили (и сейчас продолжают, но только в более завуалированной форме).
И есть куча демократических стран (Эквадор, Боливия, Аргентина), в которых и свободные выборы, и практически нерегулируемый рынок – а процветание никак не наступает. Наоборот, становится только хуже и хуже. Хотя в той же Боливии богатейшие недра, в которых богатые залежи газа, нефти, олова, железа, цинка, вольфрама, лития, серебра и золота.
Просто до последнего времени добывали и вывозили всё это из Боливии компании из США. Даже не платя налоги в местный бюджет. Как только текущий президент эту лавочку перекрыл, дела в стране сразу стали налаживаться – за несколько лет средняя зарплата выросла в три с лишним раза. Надо ли говорить, что сразу после этого Эво Моралес стал «врагом демократии»?
Если мы копнём в историю, то легко увидим, что даже накопление стартового капитала, которое позволило произвести промышленную революцию, происходило благодаря ограблению колоний, пиратству, работорговле, наркоторговле и геноциду коренных народов ойкумены (начиная с индейцев и заканчивая бенгальцами и ирландцами).
Сейчас накопление богатств в западном мире носит всё ту же преступную природу. Проблемы у них из-за того, что сопротивление этому грабежу существенно усилилось, и ни в Ливии, ни в Ираке, ни в Афганистане «западной коалиции» не удалось полностью взять под контроль эти страны и наладить эффективный вывоз ресурсов оттуда.
Миф второй. Будто мощные кризисы, которые периодически сотрясают капиталистическую мир-систему, это нечто «естественное», цикличное и без них никак.
Это тоже не так.
Если мы внимательно посмотрим на разворачивание всех кризисов в США, начиная с 1913 года, то увидим, что во всех случаях реализуется примерно одинаковый сценарий: сначала надувается гигантский спекулятивный пузырь (иногда несколько), затем он неизбежно лопается, обрушивая по принципу домино весь рынок. Так было и с пирамидой Понци, и с кризисом «доткомов», и с «ипотечным» кризисом.
Фондовый рынок давно не отображает реальной ситуации в экономике США и ЕС. Потому что каждый раз, когда выходят квартальные отчёты и видно, что дела той или иной корпорации откровенно «швах» и стоимость акций начинает падать, то через день или два она берёт кредит и начинает выкупать собственные акции (байбэк) – и цена выравнивается.
Память у большинства игроков на рынке – как у рыбки-гуппи, и через неделю компания снова считается успешной. Мы это неоднократно видели и с «Ford», и с «nVidia», и с «Tesla», и с «Apple», и с многими другими.
В результате 80% американских корпораций в глубоких долгах, но их рыночная капитализация этого никак не отображает – она только растёт.
Парадокс в том, что пока компании продолжают давать кредиты, она может поддерживать высокую капитализацию, а пока у неё высокая капитализация – ей продолжают давать кредиты.
То, что на фондовых рынках возникают пузыри (и даже то, что они периодически лопаются) – это полбеды.
Самое мерзкое, что эти пузыри неизбежно вытягивают деньги из реальной экономики.
Спекулятивная доходность пузырей (Мавроди – жалкий аматор) всегда выше доходности любой деятельности в реальном секторе – производства или торговли, не важно. Поэтому money flow, деньги текут в пузыри.
Корпорации ради спекуляций изымают оборотные средства в ущерб производственным нуждам, и даже домохозяйства несут каждый свой свободный цент на биржу, в надежде на лёгкую прибыль. Не покупают что-то нужное (что бы стимулировало спрос в реальном секторе), а вкладывают в пузыри.
По данным банка «JP Morgan», на сегодняшний день свыше 95% всех денег в США находятся на фондовых рынках.
Более того, они не просто несут все свои деньги на биржу, они ещё и берут под это кредиты – торгуют с «кредитным плечом», leverage. Тем самым ещё больше раздувая спекулятивные пузыри за счёт кредитных средств.
Как говорил Папанов «У тебя же ничего нет, ты голодранец».
При этом (внимание!) мировая экономика хронически страдает от недостатка денег для обеспечения производственных нужд и торговли.
Как пишут аналитики из «Saxo Bank» в переводе Данилова «более сильный доллар и недостаточная ликвидность будут давить на мировой (экономический) рост и создавать де-факто дефляцию, несмотря на усилия центральных банков по снижению процентных ставок».
Что в этих условиях предпринимают ФРС, ЕЦБ и другие западные центробанки? Они бешеными темпами пытаются заливать экономики ликвидностью.
Как гласит доклад BIS, «Согласно новому отчету Банка международных расчетов, беспрецедентный рост балансов центральных банков [это эвфемизм для схемы «рост количества активов для напечатанного из воздуха бабла на балансах центральных банков» – прим. Кримсон] после финансового кризиса оказал негативное влияние на функционирование финансовых рынков».
Но эти вновь печатаемые деньги ТОЖЕ сразу же уходят на фондовые рынки, лишь раздувая пузыри и продлевая/подогревая это безумие. «Тюльпановая лихорадка», «Голландская болезнь» – называйте это как хотите. Ни сущность, ни результат не изменятся.
Аналитики из традиционных инвестиционных фондов, типа «Тэмплтон» или «Абердин», привыкшие работать классическими методами (то есть рассчитывать на дивиденды, а не на спекулятивный рост), называют это безумие «Зимбабвийская экономическая школа».
Нужно лопать пузыри, нужно вводить жёсткое регулирование фондовых рынков, предотвращающее их появление, нужно банкротить/санировать 80% американских корпораций (по ЕС я пока достаточно данных не собрал). Вместо этого в огонь подливают бензина и говорят «Почему-то лучше не становится».
В своей яростной борьбе «ортодоксальные» левые продолжают бороться с капитализмом, не замечая, что его в классическом понимании (инвестиции ради прибыли) почти не осталось. Сегодня в мире доминирует новая, превращённая форма – спекулизм.
Враждебная и рабочему классу, и классическим капиталистам. Чистая власть финансового капитала, чистый либеро-фашизм.