Дурень, как известно, думкой богатеет. Вот с чем-чем, а с дураками на Украине дефицита нет. И соответственно, «думок» они генерируют огромное количество. То министр Омелян собирается строить несуществующие «гиперлупы» и запускать несуществующие беспилотные такси. То губернатор Саакашвили пытается прокладывать ненужный транспортный коридор «Поти – Одесса». То премьер Гончарук планирует копать канал к Балтийскому морю. То уже президент Зеленский собирается вместо ремонта автомобильных дорог возить грузы дронами.
А еще какая-то украинская логистическая компания собралась строить в Херсонской области космодром. Ну и чем остальные хуже?
Вот и эксперт по инвестициям в энергетику аналитического центра «Украинский институт будущего» (та ещё грантоедская помойка) и экс-нардеп Рады Наталия Кацер-Бучковская заявила в кулуарах саммита BNEF в Лондоне во вторник, что Украина планирует реанимировать проект по строительству первого в стране СПГ-терминала в Одесской области.
Идея не нова. На самом деле с этим проектом периодически носятся уже лет десять. И изначально его планировали построить к 2016 году (но воз и ныне там).
Сначала СПГ-терминал хотели строить в Одессе. Но там он даром никому не нужен. Поэтому инвесторов в столь «перспективный» проект не нашлось.
Тогда, кстати, кульминацией процесса стало подписание договора с «лыжным инструктором» Хорди Бонвехи (аферистом и самозванцем) в ноябре 2012 года.
В 2015 году произошла вторая попытка вернуться к этой теме, и даже был подписан меморандум о взаимопонимании между НАК «Нафтогаз Украины» и техасской компанией Frontera (весьма небольшой компанией, нужно отметить). Но дальше меморандума дело не пошло (видимо, понимание было того, что проект безнадёжен).
Ещё тогда в «Дойче Велле» вышла статья с названием «СПГ-терминал для Украины: туманные перспективы?», в которой эксперт центра Разумкова Михаил Гончар писал: «По информации Совета европейских регуляторов энергетического рынка (CEER), в настоящий момент в Европе действует более 20 СПГ-терминалов. По итогам 2014 года они были загружены на 30 процентов. Почему мы должны полагать, что украинский терминал будет на 100 процентов эффективен?»
Так что теперь это уже третья попытка раскачать тему со строительством СПГ-терминала на Украине (такая же безнадёжная и бессмысленная, как и предыдущие две).
Только в этот раз озвучивается, что строить его хотят в дунайском порту Рени на границе с Молдовой. То есть, как признаётся мадам Куцер-Бучковская, с прицелом на «реэкспорт регазифицированного СПГ на рынки близлежащих стран, включая Польшу, Словакию, Венгрию, Болгарию, Румынию и Молдавию, используя существующие маршруты для доставки российского газа в Евросоюз».
Рукалицо.
Потому что и в Польше, и в Литве уже есть аналогичные СПГ-терминалы. Которые строились под аналогичные планы реэкспорта американского газа с перепродажей его соседям.
Всё это обильно сопровождалось «остаточно прощавай», «щеня вмерло», «не згинела» и что там у гордых шпротников вместо этого (я просто не в курсе).
В результате оба терминала – и в Литве, и в Польше – стабильно убыточны и большую часть времени простаивают без дела (как и арендованный газовоз «Незалежность» «Independence»).
С чего украинские прожектёры решили, что у них ситуация будет хоть как-то отличаться в лучшую сторону, непонятно.
Тем более что в Литве и Польше терминалы уже построены, а украинский, если его даже вдруг сдуру начнут строить, будет введён в строй не раньше 2025 года (а зная местные реалии, скорее всего, ещё позже).
Плюс есть ещё один немаловажный фактор, который ставит крест на подобном прожектёрстве – Турция категорически отказывается (из соображений безопасности) пропускать газовозы через Босфор. И все попытки Украины договориться о проходе через проливы (а такие попытки переговоров уже неоднократно предпринимались) были безнадёжно безрезультатными.
И даже если бы Турция согласилась, то, по словам Юрия Продана, «проход танкеров со сжиженным газом из-за большой длины этих судов потребовал бы адаптации навигационных и лоцманских подразделений, обслуживающих Босфор, к особенностям прохода этих танкеров. Судно дедвейтом в 150 тысяч т имеет длину более 300 м, а потому для его прохода через Босфор необходимо создавать спецусловия».
Никто в Турции не собирается этим заморачиваться.
Озвучивались, конечно, также прожектёрские планы «добывать газ в Грузии, закачивать и сжижать его в своем терминале на грузинском берегу Черного моря, а потом доставлять СПГ танкерами к украинскому берегу».
Однако открытое в Грузии месторождение предположительно на 360 миллиардов кубометров газа пока ещё даже толком не изучено, а перспективы его разработки неясны. Не говоря уже о том, что там пока не налажена добыча и инфраструктуры для сжижения и транспортировки также нет.
Аналогично безрезультатно окончились и попытки закупать газ у Азербайджана. Уже в ходе переговоров выяснилось, что его попросту невозможно доставить на Украину, потому что на восточном побережье Чёрного моря нет СПГ-терминалов, с помощью которых можно было бы грузить азербайджанский газ на газовозы. Оказывается, география, особенно экономическая (как и логика с математикой), – это москальская наука.
Впрочем, у меня почему-то есть уверенность, что все попытки оживить идею строительства СПГ-терминала на Украине – это даже не попытки лоббировать американские интересы, а нечто среднее между самопиаром второстепенных политиков и попыткой освоить на данных разговорах хоть какие-то минимальные бюджеты. И ничего более.
За десять лет, даже во времена с гораздо более благоприятными и привлекательными внешними и внутренними условиями, этот мертворождённый проект не сдвинулся ни на шаг. И тем более нет никаких шансов у него теперь.
Александр Роджерс