Весна 1945 года. Отборные автоматчики на машинах гоняются за басмачами по иранской пустыне. Как СССР всё же добрался до старых врагов — в нашей статье.
Иранское солнце пустыни
Представьте, что вы Абдулла из «Белого солнца пустыни». Успешно сбежали от товарища Сухова за кордон. Ещё и жён с собой увели. Жить хорошо — грабь кого хочешь, никто не найдёт. И тут настал сорок пятый год. И вы с ужасом видите перед собой…
Всё началось в далёкие двадцатые годы. Точнее — с 1926 по 1931 год. Советские части с новейшей техникой успешно курощали басмачей Средней Азии.
Уцелевшие бежали из советской Туркмении в Иран, восточную провинцию Хорасан.
Шли годы. В конце 1942 года в Иран побежала следующая волна. На этот раз — «лица, не желавшие защищать свою Родину», как писалось в документах. Попросту — дезертиры.
Часть новичков занялась мирным трудом по деревням. Другие примкнули к опытным бандам. Третьи создали свои отряды.
Например, в Иран ушёл Тойли Берды Оглы, который в 1940 году убил родную сестру. А чего она без разрешения замуж вышла?
Байрам Дурдыев оказался в Иране мальчиком. Его отец эмигрировал с семьёй ещё до октября 1917 года. В 1935 году Байрам нелегально перешёл границу обратно и вступил в колхоз! А в декабре 1942 года, когда подошёл призыв в армию, сбежал к персам с тремя односельчанами. Стал грабить. В июле 1943 года вернулся за жёнами, которых и привёз в Иран.
Кругом — Туркменская степь и горы. Почти без дорог и воды. То есть, если и захотят найти, не смогут. Вот иранские жандармы особо и не пытались.
Летом 1941 года в Иран вошли советские и британские войска, чтобы местные фашисты не подняли мятеж. Фашистов особо не нашли, а вот басмачей — да.
Советские дипломаты и военные посчитали и доложили, что в Иране до двадцати бандитских групп, общим числом до 300 басмачей с винтовками. Банды — от пяти до 70 человек.
И вот, весной сорок пятого года у СССР наконец дошли руки свести эти старые счёты.
Безумный Макс, или Авторитеты против банд
За дело взялись всерьёз. Прочесать надо было район по фронту на 300 км, и в глубину ещё на сотню.
Войска СССР в Иране входили в 4-ю армию. Она и выделила немалые силы — горнострелковый полк, разведэскадрон, отдельный батальон автоматчиков и роту разведчиков. Всего — 1640 человек. Почти треть — офицеры и сержанты (120 и 400 человек соответственно).
Оружие: 884 винтовки, 346 пистолетов-пулемётов, 114 ручных пулемётов, 14 лёгких 50-мм миномётов, ещё 15 — 82-мм, четыре бронемашины и пара самолётов УТ-2. Была даже душевая установка.
С четвёртого апреля группа готовилась «ликвидировать бандгруппы и изъять изменников Родины». Окружаем со всех сторон — и конец.
Всё началось утром 19 апреля 1945-го. Однако застать басмачей врасплох не вышло. По первоначальному плану стартовать должны были ещё 12 апреля. Поэтому, когда советские войска появились в районах, где осели банды, те, естественно, насторожились. И немедленно ушли кто куда.
Проводники от пограничников НКВД и «туркменские авторитеты» наводили на районы и деревни — а банд там уже не было. К тому же среди авторитетов были «двойники», которые работали и на басмачей.
Подумали отказаться от тактики окружения. И решили: «ликвидацию бандгрупп и изъятие изменников Родины произвести внезапным налётом отдельно-действующих отрядов, отдельных разведывательных групп и засад, широко привлекая авторитетов из местного населения. Одновременно подвижными засадами перехватить пути и не допустить отхода бандитских групп на юг и восток».
Подвижные взводные заставы при поддержке автоматчиков и миномётов взялись за дело.
Итого с 19 апреля по 14 мая «изъято и подтверждено следственным материалом»: бандитов ираноподданных — 32; бандитов из числа изменников Родины — 47; изменников Родины, перешедших из СССР в Иран в разное время, — 283 человека. И это не считая членов их семей.
Убиты: шестеро бандитов и трое изменников Родины.
Среди прочих взяли и Койли Ораза Менли Оглы, который басмачил ещё с 1919 года, расстреливал и топил людей группами. Границу перешёл в 1928 году, но и в Иране занимался бандитизмом.
Затрофеили красноармейцы 108 винтовок разных систем, 30 охотничьих ружей, 15 револьверов и 1406 патронов. Плюс самодельные кинжалы, три бинокля и три кило «тырьяка» — наркотика на основе опиума.
Потери РККА — один человек убит (и ещё один погиб позже), один ранен и один утонул при выполнении боевой задачи.
Бо́льшая часть советских сил ушла на свои базы. Для финала остались батальон автоматчиков и рота стрелков. Остатки банд добивали быстрыми и внезапными налётами на автомашинах. «Безумный Макс» обзавидовался бы.
В итоге взяли ещё 34 человека: изменников отправили в СССР, четырёх подданных Ирана передали жандармам и 16 человек после проверки отпустили. Причём у одного изменника нашли орден Красного Знамени.
Всего по десятое июня было «изъято и захвачено» 554 человека, из них 126 освободили.
Отдельные отряды бойцов уходили на 250 км от баз. По итогам операции ругали маломощные рации в горах, в остальном всё прошло без нареканий.
Так элита советских войск в победном сорок пятом аккуратно закрыла старые счёты.
Евгений Белаш