«Во время своего визита на Украину в конце января госсекретарь США Майк Помпео довольно красочно описал эту страну, назвав её «осью свободы». По его словам, эта страна «находится прямо на границе между Европой и Россией». Но он добавил, что Украина «прочно прикреплена к Западу». Где же находится Украина на геополитической карте? Является ли она промежуточной страной, застрявшей между Европой и Россией, или Украина – это часть Запада? Мы задали этот важный вопрос самим украинцам в рамках нашего репрезентативного опроса, проводившегося на Украине в декабре 2019 года», – пишет одна из самых известных американских газет The Washington Post.
Издание напоминает, что ещё десять лет назад в НАТО объявили – Украина обязательно вступит в альянс. По мнению авторов статьи (Джеральд Тоал, Джон О’Лофлин и Кристин Бакке), именно опасение перед сближением Украины и НАТО объясняет реакцию России на свержение правительства Виктора Януковича и «аннексию Крыма» (по традиции американская пресса «забывает» сказать о том, что предшествовало государственному перевороту на Украине, кроме того, если бы протестующие в Киеве требовали вступления в НАТО, «ушли» бы точно не только Крым и Донбасс).
Правительство Петра Порошенко сделало членство Украины в ЕС и в НАТО стратегическими задачами, закрепив эти устремления в Конституции страны, напоминает The Washington Post.
«Хотя украинская политическая элита активно поддерживает идею вступления Украины в НАТО, наше новое исследование показало, что народ Украины испытывает смешанные чувства по отношению и к НАТО, и к России. Мнения украинцев зависят от того, где они живут. Однако важнее всего то, что, несмотря на захват Крыма Россией и несколько лет войны в Донбассе, большинство украинцев хотят, чтобы их страна сохранила нейтралитет и не связывала себя в военном смысле ни с Россией, ни с НАТО», – говорится в статье.
По запросу The Washington Post Киевский международный институт социологии провёл опрос 2212 респондентов, чтобы узнать, как украинцы относятся к НАТО и к России, как к потенциальным военным партнёрам. Всего было задано шесть вопросов – три пары.
Первая пара вопросов была о том, считают ли респонденты, что Украина должна установить хорошие отношения с Россией (или НАТО). Вторая пара – согласны ли респонденты с тем, что их страна должна сотрудничать в военной сфере с Россией (или НАТО). Третья пара вопросов – согласны ли они с тем, что их страна должна разрешить размещать на своей территории военные базы НАТО или России.
Результаты проведённого опроса показали, что украинцы хотят иметь хорошие отношения и с НАТО, и с Россией. Но вступать в военный союз с НАТО или с Россией желающих намного меньше. А ещё меньше тех, кто согласен разместить на территории страны военные базы – всё равно чьи.
«Многие социологи и эксперты концентрировались на расхождениях во мнениях между гражданами Украины украинской и русской национальности – 9% респондентов, принявших участие в нашем опросе, называют себя русскими, однако мы обнаружили, что гораздо более заметными являются макрорегиональные различия. Результаты нашего опроса показали, что региональные различия в отношении к военному сотрудничеству с Россией и НАТО, а также сомнения по поводу всех возможных последствий такого сотрудничества особенно ярко выражены в западных и восточных регионах», – пишет The Washington Post.
Больше всего сомневающихся в целесообразности членства Украины в ЕС и в НАТО среди жителей востока и юга страны. А на западе и в центре Украины (включая Киев) в три раза больше тех, кто ратует за военное сотрудничество с НАТО – 60% против 20% на востоке и юге. И этот региональный разрыв отражается в ответах на абсолютно все вопросы.
Конечно, результаты такого социологического исследования не новы и совершенно предсказуемы для любого человека, живущего на Украине, каких бы политических взглядов он ни придерживался. А вот за океаном, похоже, подзабыли, что Украина – страна расколотая, в которой нет единого мнения по слишком большому количеству вопросов у жителей востока и запада. Да и вряд ли появится это единое мнение в обозримом будущем – раскол с каждым годом становится глубже, а пропасть между двумя народами – шире. Можно было и опросов не проводить – автору The Washington Post достаточно было почитать С. Хантингтона, который ещё в 90-х написал о цивилизационном разломе на Украине. Конечно, американский аналитик, координатор отдела планирования в Совете национальной безопасности США не во всём был точен, но об украинском разломе написал верно, история это раз за разом подтверждает.
Единственное, в чём сошлись респонденты всех регионов Украины – это в том, что лучше бы этой несчастной стране занимать нейтральную позицию и не вступать ни в какие альянсы, тем более военные. С этим согласились 50,4% опрошенных, не согласились – 32,6%. Но всё-таки, отмечают авторы статьи, на западе нейтралитета хотят меньше, а на востоке – больше. В западных регионах за нейтральный статус Украины высказались 30% опрошенных, в центре и в Киеве – 42%, в восточных регионах – 62%, в южных – 72%. Кстати, эти цифры говорят о том, что юго-восток Украины ощущает себя более независимым краем, чем центр и особенно запад.
«Украина продолжает служить фоном для американской внутриполитической драмы, ареной для разжигания скандалов и «передовой свободы». Однако во всех этих шумных ссорах теряются внутренние сложности этой крупной европейской страны. Большинство украинцев отказываются занять ту или иную сторону в противостоянии Россия–Запад. Несмотря на то, что Украина потеряла много людей и свои территории, разногласия между жителями разных частей страны сохраняются. И большинство граждан Украины демонстрируют стремление наладить нормальные отношения и с Россией, и с Западом», – делает вывод автор The Washington Post. Ну что сказать – Капитан Очевидность. Вот только эта «очевидность» в американской прессе проявляется после шести лет войны на Украине, которую поддерживают США.
Ну а поляки тем временем упражняются в изображениях будущей Украины, предполагая, что рано или поздно западные земли отойдут Польше, юго-восток – России, а Украина – та, в которой не останется разногласий, – продолжит своё существование, лишившись двух третей территорий. Возможно, это и есть способ преодоления цивилизационного раскола в стране, по мнению польских СМИ.
На фото. Карта раздела Украины в польских СМИ