В 2016 году к «новым голодным» относили 41,2 млн американцев. Это те, кто соблюдает «диету», чтобы сэкономить на продуктах. После экономического кризиса 2008 года в США вошел в широкое употребление термин food insecurity – нехватка продовольствия.
Оказалось, что в категорию людей, страдающих от food insecurity, попадают не только нелегальные мигранты и сидящие на пособии наркоманы, но и огромное число работающих граждан. Это, например, многодетные семьи. Обычно основным добытчиком является отец, а матери в лучшем случае удается подрабатывать на полставки. Если отец теряет работу, это в буквальном смысле обрекает семью на голод.
«Снаружи наш дом сиял той же красотой, что и соседние дома, а внутри он хранил секреты голодающего среднего класса, – вспоминает 2009 год студентка университета Пенсильвании Александра Хейзел. – Великая рецессия расколола нашу жизнь. За одну ночь мы перешли со свежих продуктов на рис и консервы с истекшим сроком годности. Родители часто пропускали обед или ужин, чтобы еды хватило детям. Соседи кормили нас горячей едой, чтобы мы смогли дотянуть до конца недели. Но родители так хорошо хранили от нас этот секрет, что мы даже не понимали, что относимся к голодающим».
В 2009 году в условиях «нехватки продовольствия» жили более 50 миллионов американцев. По мере экономического восстановления эта цифра уменьшается – сегодня таких людей чуть больше 40 миллионов. Но вот что интересно: среди них все больше жителей «субурбии» – вроде бы процветающих районов обитания среднего класса, где вдоль тенистых улочек стоят те самые дома, «сияющие красотой».
Сотрудники продовольственных банков Нью-Йорка рассказали CNN, что среди их «клиентов» всё больше людей с хорошей профессией и высшим образованием – музыкантов, писателей, учителей.
«Стоит оказаться на улице, опека отнимет у тебя детей», – рассказала в августе 2017 года журналистам The Guardian Эми Найт – мать-одиночка, воспитывающая двоих детей и работающая на полставки. Не выдержав подорожание аренды сразу на 30%, она вернулась в дом родителей и теперь платит за аренду им.
Несмотря на то, что штат предоставляет семье продуктовые талоны, мисс Найт удается покупать только самую дешевую еду – макароны, рис, хлеб. От такого количества углеводов и Эми, и ее дети быстро набрали лишний вес. Именно так выглядит сегодня голод в странах «золотого миллиарда» – люди годами не могут позволить себе свежих фруктов, нормального мяса или рыбы, поэтому набирают лишний вес, а с ним и букет болезней.
В июле 2013 года Соединённые Штаты потрясла статья Роуз Агилар для «Аль-Джазиры», в которой она описала ужасный голод, который охватывает Америку.
Описываемые ею события настолько возмутили американскую публику, что власти были буквально вынуждены смягчить политику, сообщает Global Research. Речь идёт о фильме CBS 1968 года под названием «Голод в Америке», в котором был показан умирающий от голода ребёнок. Общественное возмущение тогда было столь сильным, что Никсон вынужден был принять меры для улучшения ситуации. Однако Рейган быстро отменил эти улучшения.
На момент прихода Рейгана к власти в 1980 году в США было 200 продовольственных банков. На сегодняшний же день их количество составляет более 40 000! И спрос так высок, что они вынуждены ограничивать выдачу продуктов.
До 1980 года каждый 50-й американец зависел от талонов на питание. Сегодня — каждый четвёртый!
До Рейгана было 10 миллионов голодных американцев. Сегодня их более 40 миллионов.
Журналисты все той же The Guardian поговорили с Карлой Перальтой, которая работает на раздаче блюд в кафетерии Фейсбука. Из своей зарплаты в 2850 долларов две тысячи она отдает за аренду крошечной студии, где живет вместе со своей маленькой дочерью. При этом ее зарплата считается большой, что не позволяет ей получить продуктовые талоны. Прибавьте к этому расходы на транспорт, мобильный телефон, интернет – и станет ясно, почему в конце месяца Карла часто заходит в пункты раздачи бесплатных продуктов.
В 2013 году 35 миллионов килограммов продовольствия были поставлены крупнейшим американским продовольственным банком в Нью-Йорке, однако, несмотря на это, 1,5 миллиона из 8 миллионов жителей города голодны.
После выхода фильма CBS и до появления Рейгана Нью-Йорк почти не нуждался в службах экстренного питания. На тот момент в городе насчитывалось лишь 28 продовольственных банков. На сегодняшний день их больше 1000. Проблема настолько серьезна, что многие продовольственные банки опасаются, что голод и отчаяние приведут к росту насилия.
Для сравнения лишь 5% китайцев заявили, что за последние 12 месяцев были случаи, когда у них не было еды. В США это число составляет 25%.
Маура Дейли, представитель социального агентства, сказала: «У людей много недопонимания по поводу голода в Америке. Люди думают, что это связано с бездомностью, когда на самом деле это рабочие семьи, это дети, это инвалиды».
В 2014 году вышло исследование, которое показало, что 25% военнослужащих США также зависят от продовольственных талонов, продовольственных банков и других проектов по обеспечению благосостояния гражданского населения.
«Глядя на меня, вы никогда не подумали бы, что у меня нет ни копейки, – пишет в журнале The Atlantic писатель Нил Гэблер, признаваясь, что принадлежит к тем 49% американцев, у кого в заначке на экстренный случай нет даже 400 долларов. – Да, я никогда и не сознаюсь вам в своей финансовой неуверенности или, как я это называю, «финансовой импотенции». У нищеты много общего с импотенцией – ее так же изо всех сил скрывают, притворяясь, что все идет отлично. Но по правде нищета еще более постыдна… Америка – страна лузеров и победителей, альфа-самцов и неудачников. Борьба с бедностью – это источник позора, ежедневное унижение, вариант социального самоубийства. Молчание – единственная защита».
Образованные голодающие придумывают массу ухищрений, дабы скрыть тот факт, что им не хватает денег на постоянно дорожающие продукты. Из года в год растет число вегетарианцев и веганов – параллельно росту цен на продукты. Появляются совсем уже экзотические идеи – типа движения «фриганов», которые «принципиально» не покупают еду в магазинах и питаются только тем, что находят на свалках.
В общем, система перераспределения прибыли в США что-то недорабатывает.
В Англии, где средний класс пойман в ту же ловушку растущей аренды и дорожающих продуктов, вышла книга Эми Шеппард, которая предлагает недельное меню ужинов. Каждый из них стоит 1 фунт на человека. Это, например, кружка супа, сваренного из замороженной кукурузы. Или макароны с помидорами.
Пару лет назад звездой дешевых домашних рецептов в той же Англии стала Джек Монро, запустившая блог под псевдонимом «Девушка по имени Джек». Когда она осталась без работы и вместе с маленьким сыном выживала на пособие, ее задачей было прожить на 10 фунтов в неделю, но питаться при этом вкусно и здорово. Читателям понравились ее секреты выживания. Монро учила, как выискивать в супермаркетах продукты со скидкой и готовить из них по всем правилам высокой кухни. Славу ей принес рецепт «пасты песто» за 42 пенса порция – это простые макароны с чесноком и зеленью, но написан рецепт живо и увлекательно.
Английские и американские СМИ с готовностью поддерживают эти тренды. То и дело в самых серьезных изданиях появляются заголовки типа «Этот парень тратит на еду 2,75 доллара и ест как король!».
Вот вам и ответ на вопрос — отчего в США экспоненциальный рост числа заболевших коронавирусом.