При всех сложностях спроса и сбыта, на нефтяном рынке сложилась удивительная картина. Спред между европейским Брентом и американским WTI достиг 10 долларов. Ситуация сама по себе редкая, моментами такое уже случалось, но когда баррели торговались в районах 110-125 долларов. При нынешних же ценах получается, что майский фьючерс Брента почти на 160 % дороже техасского аналога.
Всё это происходит при деятельном участии нефти из Саудовской Аравии. Королевство буквально душит своим дешёвым товаром коллег из США. При этом, никакие договорённости пока не нарушены. Предыдущее соглашение закончилось 1 апреля. Новое, гораздо более обширное, начинается с 1 мая. Но вот этот месяц – полный безлимит. Потому саудиты закидали всех скидками и плюшками и пытаются продать как можно больше.
Вредят – в первую очередь – себе. Они снижают будущий спрос, затоваривая рынок по самые уши. Но это будет потом. А здесь и сейчас им очень нужны деньги. Хоть сколько, и хоть как. Видимо, совсем у них сложно с финансами. США были вынуждены добровольно сокращать добычу, формально не участвуя в сделке ОПЕК++. Уже начались первые банкротства. Вчера обозначился ещё один кандидат – специализирующаяся на морском бурении Diamond Offshore Drilling не смогла просрочила купонные платежи по долговым обязательствам. То есть, денег не нашлось даже на проценты по обслуживанию кредита. Их акции нырнули ниже отметки в 1 доллар, хотя ещё в феврале стоили около 7 баксов. Новость стала той костяшкой домино,которая начала валить акции других сланцевиков – они за биржевой день потеряли от 10 до 20 процентов капитализации.
Россия в этом саудовском «аттракционе невиданной щедрости» участия не принимает. На европейском рынке цены ощутимо выше. Растут поставки в Китай. На спотовый рынок особо не лезем, основные поставки по долгосрочным контрактам – преимущественно по трубам. Внешне Россия сохраняет покер-фейс и ждёт начала действия новой сделки. Хотя внутри бурлят нешуточные страсти. Общий объём сокращения известен. Теперь его нужно распределить между нефтедобывающими компаниями. И тут идёт серьёзная борьба – сколько кто сможет сохранить за собой. Для бюджета выгоднее, чтобы госкомпаний это коснулось как можно меньше – но тогда основную тяжесть примут на себя частники. Они – ожидаемо – упираются. А тем временем саудиты крушат американский нефтерынок.
Как власти США будут реагировать на откровенный демпинг саудов? Возможно, что и никак. Дескать, рыночек порешал – вот сланцы и ушли со сцены, никто не виноват и можно ничего не делать. Очень удобно. При случае можно и саудитов обвинить. Но потом. Когда сланцы обанкротятся. Масла в огонь подливает один из крупнейших игроков на рынке углеводородов Us Oil Fund – он начал большую распродажу майских фьючерсов с одновременной покупкой июньских контрактов. Этот маневр больно бьёт по саудам. С другой стороны – их туда никто не звал, они сами заявились на американский рынок со скидками и много кому попортили бизнес. Самое хорошее во всей этой заварушке – Россия имеет возможность наблюдать за всеми этими занятными телодвижениями со стороны.
За 5 недель что длится нефтяной ад в США бурение упало на 260 действующих установок.