Министерство обороны Литвы опубликовало отчет об угрозах информационной безопасности. Из него следует, что главную информационную угрозу представляют российские СМИ, которые формируют образ Литвы как враждебной страны. Так-то Литва, конечно, дружественная, позитивно настроенная по отношению к соседям и особенно по отношению к России страна.
«Был сформирован образ Литвы как враждебного и ненадежного государства. Не удалось избежать контента, разжигающего войну и национальную ненависть, и были использованы непрозрачные элементы построения контента и элементы обмана: фальсифицированные факты, преднамеренно искаженные заявления, комментарии или пресс-релизы публичных лиц, визуальные материалы, изготовленные посредством видеомонтажа, под прикрытием личностей других лиц или учреждений», — сообщает Министерство обороны Литвы.
Примеров фальсифицированных фактов, искаженных заявлений или смонтированных видеоматериалов, которые дискредитировали бы Литву, литовские военные не приводят. Казалось бы, такая сенсация: спецслужбы России смонтировали кадры из нескольких документальных хроник и изобразили, к примеру, военнослужащих НАТО под Каунасом на фоне обезображенных трупов. Или приставили в один кадр с президентом Гитанасом Науседой главу какой-нибудь террористической группировки.
Да Вильнюс верещал бы об этом минимум год везде — и где можно, и где нельзя. Такое убедительное и неопровержимое доказательство кремлевской лжи и информационной агрессии большой враждебной России против маленькой беззащитной Литвы.
Но чего нет, того нет. Молчит телеканал LRT, молчит портал Delfi, не выходит сенсационных расследований о потоке российских фейков в газете Lietuvos Rytas. Есть только холостые выстрелы в информационный воздух от Департамента госбезопасности и разведывательного управления Минобороны Литвы о том, что Россия занимается дезинформацией.
В обреченной борьбе за репутацию постсоветской республики литовские спецслужбы пытаются своим авторитетом уполномоченных органов борьбы за национальную безопасность провозгласить дезинформацией ту информацию, которая им не нравится. Что это за информация? Минобороны Литвы называет «дезинформацией» освещение «дела 13 января» и собственно столкновений у Вильнюсской телебашни в 1991 году.
Российские СМИ, когда писали об этих событиях, называли дезинформацией официальную версию Литвы о событиях 13 января 1991 года. Однако они не просто называли, а доказывали, что литовская версия о советских солдатах-убийцах — дезинформация.
Регулярно публикуются расследования о том, как свои стреляли в своих. В них есть ссылки на заключение судмедэкспертизы о том, как погибли люди. В них есть свидетельства очевидцев, которые были в ночь на 13 января у Вильнюсской телебашни и видели снайперов на крышах окрестных домов. В них есть фото- и видеокадры, по которым любой криминалист сделает однозначный вывод, откуда летели пули. В них есть откровения главарей «Саюдиса» о том, как они готовили кровавую провокацию, чтобы выставить Литву в глазах Запада невинной жертвой.
У Литвы на это нет ничего. Единственный ее ответ на все свидетельства, факты и доказательства для внутренней аудитории — это статья №170.2 Уголовного кодекса, предусматривающая реальные тюремные сроки за отрицание «преступлений советских оккупантов». Как раз на днях в Вильнюсе по этой статье приговорили к 10 месяцам лишения свободы человека, который опубликовал в интернете материалы с доказательствами вины борцов за литовскую независимость в кровопролитии у Вильнюсской телебашни.
Внешнюю аудиторию Литва припугнуть штрафом или тюрьмой не может. Все, что ей остается, это вновь и вновь эксплуатировать образ «невинной жертвы», жалостно скуля, что злобные российские СМИ на нее клевещут и распространяют дезинформацию.
Хотя в чем дезинформация по тому же «делу 13 января»? Советских военных не судили за события 1991 года задним числом по специально дописанному под этот судебный процесс законодательству 2010 года? Единственный, до кого литовские власти смогли дотянуться, выбранный на роль «козла отпущения» военный пенсионер Юрий Мель не сидел в тюрьме 5 лет без приговора? Его не осудили в итоге по статье «военные преступления и преступления против человечности» за то, что в ночь на 13 января он светил у телебашни фарами танка и произвел три холостых выстрела из направленной в воздух пушки?
Так же нелепо выглядят остальные попытки литовских силовиков провозгласить дезинформацией любую другую критику журналистов и правозащитников в адрес Литвы. «Недружественные СМИ» формируют на международной арене образ Литвы как дискриминационного, антисемитского и враждебного государства, пишут в Минобороны Литвы. Правильно, какое же оно дискриминационное, если там введено уголовное преследование диссидентов за высказывание отличной от «единственно правильной» государственной точки зрения на некоторые вопросы истории?
Где же в Литве антисемитизм, если там затравили и заставили эмигрировать писательницу, написавшую книгу о том, что литовских евреев в годы Холокоста убивали сами литовцы? Если спецпредставитель Госдепартамента США по вопросам Холокоста утверждает, что в Литве происходит героизация нацистских преступников, участвовавших в геноциде евреев, разве это не доказывает, что в республике нет никаких проблем с антисемитизмом?
Наконец, разве не дезинформация чистейшей воды утверждение, что Литва является враждебной страной, в то время как она поссорилась со всеми своими соседями? Даже с тишайшей Латвией — из-за европейского финансирования на СПГ-терминал, разобранной железной дороги и логистики белорусских грузов. Даже с Беларусью — при всем желании получать эти грузы.
И уж совсем бессовестным пропагандистом надо быть, чтобы называть Литву враждебной страной по отношению к России после того, как бывшая глава государства называла Россию «террористическим государством», а нынешний — «угрозой мировому порядку».
По сути, литовская власть обделалась по полной, а теперь стоит на международной арене, источая миазмы, и пытается убедить окружающих, что это не она сама, а российские СМИ нагадили ей в штаны.
Получается не очень. Нужно интенсивнее складывать губки бантиком и жалобнее скулить, что Литва — невинная жертва, и если от политики ее руководства воняет, то этот запах — дезинформация, которую распространяет среди международных партнеров официального Вильнюса «кремлевская пропаганда».
Александр Носович