Фото: Russian Look / Globallookpress
Фото: Russian Look / Globallookpress
17 дней осталось до самого главного праздника этого года - Дня Победы. Каждый день Царьград рассказывает невероятные и малоизвестные истории через судьбы людей, которые помогают глубже понять и осознать, какой ценой досталась нашей стране долгожданная Победа. Сегодня речь пойдёт о Вере Волошиной, боевой подруге Зои Космодемьянской. Она была точно так же замучена и повешена немцами. Более того, по некоторым данным, казнили девушек в один и тот же день. Но почему сегодня мало кто помнит о Вере?
Кто такая Вера Волошина
Мои дорогие! Вы, наверное, давно от меня не получали писем, и мама ужасно волнуется, да? Мамуш, институт мне кончить не удалось, но я его кончу после войны. Я сейчас на фронте, мамочка. Только не волнуйтесь, ничего страшного нет, и потом – смерть бывает только один раз. Крепко целую
(Из письма Веры Волошиной от 19 ноября 1941 г.).
Это было одно из последних писем Веры родным. Долгие годы о её судьбе не было ничего известно. На все официальные запросы матери Веры Клавдии Лукьяновны приходил один лишь ответ: пропала без вести. И только в 1957 году после выхода небольшой заметки в газете "Комсомольская правда" кемеровского корреспондента Валентина Калачинского "Она сражалась рядом с Зоей" страна узнала о том, кем была Вера Волошина. Она родилась 30 сентября 1919 года в городе Кемерово, в семье шахтёра и учительницы. После окончания школы поступила в Московский кооперативный институт. Активно занималась спортом, гимнастикой, стрельбой и прыжками с парашютом.
Именно с Волошиной скульптор Шадр лепил первую версию своей знаменитой скульптуры "Девушка с веслом", которая в 1935-36 гг. украшала парк имени Горького в Москве.
На фронте
В октябре 1941 года Вера Волошина добровольно вступила в ряды Красной армии и была зачислена в войсковую часть № 9903 (специальный партизанский отряд) разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага.
Она не просто просилась – рвалась на фронт. На своё первое задание она ушла 21 октября 1941 года в район подмосковной станции Завидово. Перед этим она написала письмо маме, в котором просила найти и прислать ей, по возможности, валенки и варежки.
Меньше чем за месяц Волошиной удалось совершить семь удачных вылазок в тыл к немцам. На момент знакомства с Зоей Космодемьянской, которое произошло в начале ноября 1941 года, Вера уже была почти что опытным разведчиком. Девушки подружились. И на то роковое задание они тоже пошли вместе. Им предстояло вместе выполнять приказ Ставки Верховного главнокомандующего № 428 от 17 ноября 1941 года за подписью Сталина.
Лишить германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мёрзнуть под открытым небом – такова неотложная задача, от решения которой во многом зависит ускорение разгрома врага и разложение его армии.
Ставка Верховного Главнокомандования ПРИКАЗЫВАЕТ:
Разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог.
Пропала без вести
По воспоминаниям выживших участников диверсионного отряда, в те ноябрьские дни в Подмосковье было ветрено и очень морозно. Особенно от холода страдала Космодемьянская. Она была в сапогах и тоненьком пальто. Вера отдала ей свой свитер. После перехода линии фронта отряд должен был разделиться, но, попав под вражеский обстрел, самопроизвольно распался на две части. Пути Зои и Веры разошлись.
Далеко за полночь группа, в которой была Вера Волошина, перешла дорогу между деревней Якшино и совхозом Головково. В колею, образовавшуюся в земле, после прохождения немецких танков и автомашин ребята заложили несколько мин. Спустя некоторое время они снова попали под обстрел. Наташа Самойлович, находившаяся в составе группы, увидела вдалеке, как Вера, взмахнув рукой, молча упала в снег. И ещё ей запомнилось, как при свете луны блеснуло на её руке стёклышко компаса, с которым она никогда не расставалась. Веру найти так и не удалось. На снегу только темнели пятна её крови. А в феврале 1942 года Клавдия Лукьяновна Волошина – мама Веры – получила с фронта письмо от майора Спрогиса с тревожно сжавшими сердце строками:
...Волошина Вера Даниловна пропала без вести при выполнении боевого задания в тылу врага.
В поисках правды
Точку в этой трагичной истории поставил в 1957 году писатель и журналист Георгий Николаевич Фролов.
Ему удалось найти могилу Веры Волошиной и узнать, как она погибла. Для этого ему пришлось поднять захваченные архивы частей 4-й немецкой армии фельдмаршала фон Клюге, действовавших осенью 1941 года в районе Наро-Фоминска. Но и они особых результатов не дали. Тогда Фролов отправился в населённые пункты, вблизи которых выполняли задания диверсанты. Про деревню Петрищево и казнь Зои Космодемьянской знали все в округе, а вот про Веру Волошину практически никто ничего не слышал. Лишь по совету одного из местных жителей журналист отправился с фотографией Веры в деревню Головково, где ему наконец удалось пролить свет на случившееся. Волошина, как и Космодемьянская, была схвачена немцами, раненая подверглась страшным пыткам. Вот что ему рассказала жительница деревни Головково Александра Фёдоровна Звонцова.
"Однажды в конце ноября моя мама куда-то ушла и долго не возвращалась. Я уже начала беспокоиться, не случилось ли с ней что. Часа через два вернулась мать. "Ты где это ходишь?" – набросилась я на неё.
О, дочка, что я видела сейчас! На моих глазах немцы только что повесили молоденькую девушку. Привезли её, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула.
Вера была вся в крови и в порванном белье. Когда немцы взяли её под руки, чтобы помочь подняться, она их оттолкнула и встала сама. Одна рука ее была перебита, висела как плеть. Волошина стала что-то грозно говорить гитлеровцам на немецком языке, потом перешла на русский. Она успела крикнуть нашим военнопленным, что не боится смерти и верит в победу, затем начала петь интернационал.
Когда ей набросили петлю на шею и приказали шофёру дёрнуть машину, у того, по воспоминаниям очевидцев, задрожали руки. "Прощайте, товарищи!" – успела громко крикнуть всем напоследок Вера.
В моей памяти Вера осталась вся в каком-то трепетном движении. Каждый день для неё был не просто прожитым днём – он всегда приносил что-то новое, интересное... Кажется, уже в десятом классе Вера подарила мне открытку, где была изображена старуха, разбитая параличом. И вот на этой открытке она написала: "Как мне хочется жить! Неужели я умру? Я не хочу. Я хочу жить вечно и так, как живу сейчас. Ведь это самые лучшие дни в жизни человека...
(Из воспоминаний Зинаиды Михайловой, одноклассницы Веры Волошиной).
В сентябре 1966 года матери Веры Волошиной вручили орден Великой Отечественной войны I степени. А спустя 28 лет, 6 мая 1994 года, Вере Волошиной присвоили звание Героя Российской Федерации.
Лосева Олеся