Максим КОНОНЕНКО
Чем дольше длится самоизоляция — тем глубже погружаются в ее изучение люди, привыкшие размышлять. Выводы этих людей столь разнообразны и интересны, что впору уже ожидать появления мыслителей, которые будут обобщать накопленный багаж знаний. И вот он я перед вами, встречайте.
Итак, один из экспертов считает, что режим самоизоляции заставил нас с вами осознать свое место в мире, стать ответственнее и повзрослеть. И если мы с вами просидим по домам еще месяц-другой, то это приведет к усилению горизонтальных связей и всеобщему единению.
А вот другой эксперт считает, что наоборот — если мы с вами просидим на самоизоляции еще месяц-два, то впадем в апатию, а умственные и физические процессы в нашем организме затормозятся настолько, что по выходу из режима потребуется какое-нибудь тонизирующее воздействие.
С ним соглашается третий эксперт. Которая считает, что по завершению самоизоляции люди сразу же предадутся совместному отдыху, причем совместному не со всеми подряд, а с семьей. Потому что за время самоизоляции люди станут воспринимать родственные отношения гораздо более серьезно. Что совершенно не противоречит выводам первого из экспертов, который у нас говорил про горизонтальные связи.
Таким образом круг замкнулся.
Интересно сравнить выводы экспертов с тем, что думают сами люди. Согласно результатам одного из опросов, большинство из нас с вами действительно не готовы посещать массовые мероприятия после снятия карантина. 18 процентов опрошенных вообще собираются продолжать сидеть дома. Меньше половины готовы осторожно выйти на работу или прогуляться в малолюдных местах. Пойти на рынок или в торговый центр готовы только 17 процентов опрошенных, а на массовое мероприятие — всего 8 процентов.
Вот вам и все выводы экспертов о наращивании горизонтальных связей, о тонизирующей активности по завершению самоизоляции и о совместном отдыхе. Всё получается ровно наоборот. Тем более, что по результатам другого опроса, главными отвлекающими факторами при удаленной работе являются, кроме холодильника, как раз совместно проживающие родственники. И вряд ли после всего этого захочется усилить общение с ними. Наоборот — захочется от него отдохнуть.
Вы, верно, ждете какого-то вывода. Но никакого окончательного вывода из постоянно меняющихся вводных данных быть просто не может. Сейчас мы с вами находимся вот на этой стадии осмысления происходящего.
А на какой мы будем находиться через неделю-другую — мы как раз и узнаем через неделю-другую. Когда эксперты дадут другие экспертные заключения, а социологи проведут другие опросы.
На которые граждане дадут другие ответы.