«Не вращайте глобус, вы не найдете. На планете Земля стран таких не отыскать…» — эта песня Талькова мне постоянно приходит в голову. Только в обратном смысле.
Тальков пел про то, как плохо живется в нашей стране, про то какая это отсталая страна. И хотя я люблю песни Талькова, — эту песню стоило бы сделать гимном всепропальщиков.
Но я все время вспоминаю эту песню в другом смысле. Я регулярно пишу о том, что производится в нашей стране, и регулярно задаю один и тот же вопрос: покажите мне другую такую страну!
Например страну, которая серийно производит плазменные двигатели.
«Ты что, фантастики перечитал, какой плазменный двигатель!» — воскликнет всепропальщик. Он скорее всего не знает о существовании двигателей работающих на эффекте Холла. Эти двигатели используются в космосе, обычно для корректировки орбит космических аппаратов.
Стационарный плазменный двигатель (СПД) — двигатель использующий для создания тяги эффект Холла. Тяга в таких двигателях, как и в любом другом реактивном двигателе, образуется за счет истекания рабочего тела, но в СПД не за счет сгорания топлива, а благодаря разности потенциалов, возникающем между катодом и анодом. В качестве рабочего тела используется инертный газ: аргон, ксенон или криптон. В соответствии с эффектом Холла в конечном счете, разность потенциалов приводит к ионизации рабочего тела, которое создает реактивную силу.
Для работы такого двигателя необходимы лишь источник энергии и небольшие запасы инертного газа. В космосе с электроэнергией нет проблем, получить её можно как от солнца, так и от различных источников энергии, например атомных. В итоге, плюс в том, что космическим аппаратам не нужно держать запас топлива и окислителя для корректировки свой орбиты.
Конечно, многие скажут, что это все достижения СССР, и нам тут нечем гордится. Но, не умоляя заслуг советских ученных и инженеров, развитие эти двигатели в качестве серийных получили в основном уже после его распада.
Впервые такой двигатель был испытан в 1972 году, двигательная установка с СПД — КДУ «Эол» прошла испытания на КА «Метеор».
Первый КА с серийным СПД-70 отправился в космос в 1982 году. СПД-70 имел тягу всего 40 мН. Сегодня отечественный серийный двигатель СПД-140 имеет тягу 290 мН. Вес его всего 8.5 кг. Не может страна, в которой, как утверждают всепропальщики, разрушена наука и производство, продолжать развивать такие технологии. Сегодня у нас уже готов двигатель СПД-290, который развивает тягу в 1500 мН.
Наши плазменные двигатели используются как в российских космических аппаратах, таких как «Галс», «Экспресс», «Экспресс-А», Экспресс-АМ, так и в иностранных (Inmarsat, Intelsat-X, IPSTAR-II, Telstar-8). Такие же двигатели используются в аппаратах проекта OneWeb. Всего в космос было отправлено несколько сотен российских СПД.
«На каждом третьем российском спутнике стоит наш двигатель, а три из пяти крупнейших западных производителей космических аппаратов покупают у нас СПД, – рассказал директор и генеральный конструктор ОКБ «Факел» Вячеслав Михайлович Мурашко. – Ими, например, оснащены спутники MBSat-1, Intelsat-X-02, Inmarsat-4F1». Посылая свой спутник SMART-1 к Луне, Европейское космическое агентство выбрало для него в качестве двигателей плазменные PPS-1350, совместную разработку французской компании Snecma Moteurs, ОКБ «Факел» и МИРЭА.
Осталось добавить, что производятся эти двигатели в калининградском ОКБ «Факел». Это ведущий в мире (если не единственный) производитель электроракетных плазменных двигателей.