Максим КОНОНЕНКО
Аристотель считал, что привычка — это вторая натура. С позиций нынешних знаний с отцом наук согласиться не так уж и просто. Привычка теперь не природное свойство, а модный аксессуар. Привычки меняют как перчатки. Привычками хвастаются в социальных сетях. Привычки стали зависимы от контекста.
Да вот только что один из русских интернет-сервисов провел опрос о новых привычках, возникших у людей во время эпидемии коронавируса.
И оказалось, что 18 процентов опрошенных приобрели привычку держаться подальше от незнакомых людей в общественных местах. Ну то есть мне, прожившему в нашей, скажем так, строгой стране вот уже почти пятьдесят лет, казалось, что русскому человеку вообще свойственно держаться подальше от незнакомых людей. Особенно в незнакомых общественных местах. А оказалось, что нет.
14 процентов опрошенных сказали, что начали оглядываться на улицах в поисках, цитирую: «контролирующих органов, способных выписать штраф». И тут я снова недоуменно спрашиваю: а как же раньше? Раньше, что ли, никто не оглядывался в поисках таких органов? Особенно в незнакомых местах.
12 процентов стали регулярно мыть руки, а 11 процентов научились открывать двери и вызывать лифт с помощью локтя. Как будто они раньше этого не делали, когда все руки заняты, причем чем-нибудь грязным.
Удивившись подобным странностям я перечитал исследование еще раз и со второго раза всё понял. Ведь если 18 процентов научились держаться подальше от незнакомых людей, 14 процентов научились оглядываться в поисках органов, а 11 процентов приобрели навык открывать двери локтями — то, значит, все остальные, кроме этих малых процентов, всё это умели и раньше. И моя картина мира снова стабилизировалась. Более того — стала куда как более гармоничной. Потому что теперь, кажется, все стали делать то, что раньше делало большинство населения. Может и прав был старик Аристотель, говоря про привычку как вторую натуру. Просто многие отказываются от этой самой натуры, от своей природы, пытаясь как-то выделиться среди окружающих. Почему и не оглядываются, подходят к незнакомцам с вопросами и хватаются за любые предметы руками.
Конечно, пандемия коронавируса — это большое испытание для человечества, трагедия для пострадавших и серьезный урок для властей.
Но однажды мы неизбежно придем к необходимости осознать положительные последствия происходящего. Потому что они есть и потому что отрицать их уже невозможно.
Хотя, быть может, сейчас еще и не время.