Фетиш-логика безумия

_________________


Некоторые читатели пребывают в прекрасном неведении насчет того факта, что в каждом конкретном безумии есть своя логика. Психиатры называют базис, на котором основывается неадекватное поведение пациента, идеей фикс. Многие обыватели полагают, что поведение элит некоторых стран-лимитрофов ― чистой воды безумие. С точки зрения удручающих результатов ― да. Но что если конкретный результат, приводящий к повышению качества жизни, не всегда волнует элиты этих стран и принятие прагматичных решений не есть самоцель для этих самых элит?

С развалом Организации Варшавского договора, а затем и СССР некоторые маленькие страны на какой-то момент потеряли идеологическую точку опоры. Выяснилось, что нет у них особых мировых достижений в науке, технике, космосе, промышленности. Что советский космос ― достижение не всех социалистических стран, а трех конкретных. Выяснилось, что на западных выставках никогда не будут гордо реять вымпелы их промышленных предприятий, как это было при СССР. И единственно правильным решением тогдашним элитам стран-лимитрофов представилось некое приобщение к западной промышленности, своеобразное превращение своих брендов во франшизу западных локомотивов. Это давало и дает до сих пор возможность называть достижения совершенно других стран «своими», потому что все они теперь живут в большом Евросоюзе. Присвоение достижений нового сюзерена ― яркая черта безумной логики лимитрофов. При этом сохраняется видимость как бы успеха.

Читатель наверняка сейчас вспомнит про Украину, но нет. Про Украину чуть позже. А началось все со стран Восточной Европы в первой половине девяностых. Именно эти страны решили показать, что они самые-самые демократические и прозападные. Что это «Мордор» в лице СССР не давал им развиваться и производить поистине великие и демократичные товары, которыми бы восхищался весь мир. Поэтому многие бренды, созданные и развитые при помощи СССР, за копейки (в буквальном смысле) были выкуплены европейскими гигантами. Многие эксперты, особенно лимитрофные, утверждают, что в этом была некая экономическая целесообразность. Мол, товары, которые производились «социалистическими» предприятиями, не пользовались спросом. Чушь. Рынок сбыта СНГ никуда не делся, хоть и заметно ослабел. Никуда не делись Ближний Восток, Индия, Китай и некоторые государства Африки, которые в ощутимых объемах закупали польские, чешские и венгерские товары. Другое дело, что эти самые товары не пользовались большим спросом на Западе, Колыбели Цивилизации, что очень больно било по самолюбию лимитрофов, порождая у них комплекс неполноценности. Вот этим-то навязанным комплексом и воспользовались западные гиганты и, как лохов, «развели» восточных европейцев, купив за копейки их предприятия, а взамен предоставив иллюзорное «приобщение к великой европейской промышленности».

Приведу пример Чехии. Сразу оговорюсь, Чехия самостоятельно создала известный бренд «Шкода», но помощь Советского Союза в послевоенном развитии концерна трудно переоценить. Неизвестно, возродился бы он из пепла Второй мировой, не имея советской поддержки. Но к 1990 году руководство концерна, да и страны в целом, было ориентировано на Запад. Первый этап поглощения фирмы «Шкода» немецким концерном «Фольксваген» начался еще в том же 1990 году, а завершился в 2000-м. Теперь под капотом у «Шкоды» сплошь комплектующие «Фольксвагена» и «Ауди», да и внешний вид с явным постоянством заимствуется у немецкого «народного автомобиля». И плевать, что сотрудники восьми чешских заводов, производивших комплектующие для «Шкоды», попали под сокращение. Еще бы, ведь проектируют и разрабатывают комплектующие в Германии, а значит, чешские инженеры и конструкторы могут идти лесом. И плевать, что львиную долю налоговых поступлений от продаж тоже забирают себе немцы, как владельцы «Шкоды». Но ведь какая красота и благолепие от приобщения к великому общеевропейскому!

Мало того, если вы поедете в турпоездку по Европе, вы со стопроцентной уверенностью можете подискутировать, к примеру, с добропорядочным чехом об исключительных грузовиках «Татра». Как строитель, могу подтвердить, что на некоторых отдаленных объектах в открытом поле этим грузовикам до сих пор нет альтернативы. Но от него же вы можете услышать, что «ваши» КамАЗы безнадежно проигрывают «его» «Сканиям», «Дафам» и «Манам». И плевать, что производятся они в Швеции, Нидерландах и Германии и не имеют к Чехии никакого отношения. Они производятся в Евросоюзе, а значит, частичка достижений этих предприятий принадлежит и Чехии.

Я не нашел этому феномену, при котором лимитроф начинает жить интересами и достижениями сюзерена, точного названия. Российские эксперты предлагают термин «холуйство», но, на мой взгляд, это слишком поверхностно. Этот феномен необычайно прочно укрепился не только в политикуме, журналистской среде и экспертном сообществе стран Восточной Европы, но и забрался в сознание простых жителей. К примеру, жители Прибалтики всерьез переживают за американских сланцевиков и страстно желают обвала российской нефтегазовой промышленности. А жители Украины болеют за Илона Маска и предсказывают скорую гибель российской космической отрасли, забывая о том, что их собственная погибла несколько лет тому назад.

Причем единственным критерием успешности отрасли или предприятия принято считать одобрение Запада или хотя бы маломальское сотрудничество с западными предприятиями. Иные критерии, такие как годовые прибыли, объем экспорта или объем выпущенной за год продукции, в расчет уже не берутся. Главное ― «сотрудничество» с Западом и его одобрительные похлопывания по плечу. Иными словами, любое российское предприятие, будь оно трижды прибыльным и успешным, будет считаться, к примеру, Украиной отсталым, если не имеет договоров с западными предприятиями и структурами и не удостаивается скромных похвал в западных СМИ.

Рассмотрим умирающее предприятие «Антонов», которое со скоростью пропеллера меняет директоров и имеет договор о намерениях с компанией «Боинг». В глазах украинских экспертов это является огромным прорывом, оставляющим позади ватные «Сухой» и «Ильюшин», несмотря на то, что эти работающие предприятия выпускают гражданские и военные самолеты на постоянной основе, в отличие от еле дышащего «Антонова». Я вам больше скажу. Когда производственные площади «Антонова» сократятся до размеров двух комнат, в которых хранятся чертежи и прочая документация, а «сотрудничество» с Западом скатится до простой передачи этих самых чертежей западным инженерам, украинцы все равно будут утверждать, что их «Антонов» в своем развитии сильно опережает «ватные» российские предприятия. Как я уже говорил, когда лимитроф начинает жить интересами сюзерена, оценка успешности и эффективности отраслей и предприятий искажается, выводя на первый план этой оценки своеобразный фетиш ― сотрудничество с Западом и его формальное одобрение. А то, что это сотрудничество вкупе с одобрением приводит к обрушению целых отраслей, а не то что заводов, дело десятое.

Рассмотрим другой пример. Помните два списанных судна американской береговой охраны, которые Америка продала Украине за десять миллионов долларов? Всевозможные украинские эксперты из кожи вон лезли, чтобы доказать, что эти два корыта уделают любой фрегат из состава Черноморского флота. Здесь тоже сработал фетиш-фактор. Неважно, что это не военные суда, а, по сути, гражданские. Неважно, что на них нет серьезного ракетного вооружения. Неважно, что они уступают российским таким же катерам в скорости. Главное, что они американские, а значит, априори круче любого российского корабля.

Тот же самый фетиш-фактор сработал и в случае сотрудничества Украины с американской компанией Westinghouse. Украинцев не смущало то, что данное предприятие давно находилось в предбанкротном состоянии, да и поставляло продукт, который не то что не подходил украинским атомным электростанциям, а к тому же был малосовместим с реакторами советского типа и мог с высокой вероятностью спровоцировать аварийную ситуацию. Не смущало украинцев и то, что при производстве своей продукции Westinghouse использовал технологии тридцатилетней давности. Раз фирма американская, значит, она передовая, в отличие от убогого и отсталого российского «Росатома». Печальные последствия и целая карусель аварий, спровоцированных американскими блоками, я думаю, всем известны. Изменили ли украинцы свое мнение? В большинстве своем ― нет. Я понимаю, что при принятии решения о работе с американской компанией сработал и коррупционный фактор. Но кто заставлял огромное сборище экспертов и журналистов петь помоечному американскому предприятию дифирамбы? Тоже коррупция? Нет, такому количеству людей заплатить невозможно. Заставил фетиш-фактор.

А недавно посмотрел репортаж на «Першому Козацькому», где два «эксперта» подвергали сомнению способность России производить свои газотурбинные двигатели для военных и гражданских судов. Дело вот в чем. Есть на Украине такое предприятие «Зоря» ― «Машпроект», которое до 2014 года поставляло газотурбинные двигатели для нужд российского военно-морского флота. Но военно-техническое сотрудничество России и Украины по понятным причинам прекратилось, и Россия была вынуждена с нуля построить целую подотрасль, состоящую из нескольких КБ и в том числе возведенных с нуля промышленных предприятий для удовлетворения потребностей в газотурбинных двигателях.

Но ведущий и приглашенный эксперт из Николаева (ладно хоть не из Трускавца) подвергли два факта сомнению. Во-первых, в самом начале передачи они усомнились в способности России самостоятельно разработать и произвести газотурбинные двигатели. Во-вторых, они усомнились в том, что российские двигатели могут быть лучше украинских. Здесь мы тоже видим работу фетиш-фактора. Украина стремится в Европу ― значит ее продукция априори качественнее и лучше российской. Кстати, такие же дискуссии уже велись о якобы несуществующих, а потом уже о якобы некачественных российских двигателях для тяжелых вертолетов. Точку в 2019 году поставили покупатели, которые заказывали в России вертолеты либо с российским, либо с американо-канадским движком и не купили ни одного с украинским двигателем, несмотря на то что на российских складах они до сих пор имеются.

У меня есть несколько вопросов к украинскому ведущему и приглашенному эксперту. Уважаемые, даже если наши двигатели хуже ваших, что сомнительно, вам-то что с того? Черт с ним, даже если вы правы и их вообще еще нет, вашей промышленности от этого легче? Каковы результаты? Ваш «Зоря» ― «Машпроект» загибается, а российский флот ― нет. Может быть, вы озаботитесь расширением экспортной базы для ваших предприятий? Или, может быть, предложите план временного перепрофилирования «Зоря» ― «Машпроект» на выпуск другой, более востребованной на внутреннем и мировом рынке продукции? А, ну да. Для этого же нужно действительно быть экспертами и огромный массив данных проанализировать. А чтобы лить грязь на Россию, много ума не надо, нужно просто уметь молоть языком.

Хочу лишь добавить, что в ставке олигархата и государственных чиновников Украины на помощь и всесилие Запада в противостоянии с Россией тоже частично сыграл фетиш-фактор. Мало того, он играет значимую роль до сих пор. Вы что, на самом деле думаете, что олигархи и элита Украины могли просчитать экономические последствия от разрыва связи с Россией? Очень приблизительно. Для них стал шоком тот факт, что сияющий белыми куполами Запад не только не стал компенсировать экономические потери Украины, но и не особо старался нагнуть Россию. Тем более не стал при помощи НАТО военной силой принуждать русских к сдаче. Это невозможно, и натовские генералы это прекрасно знают и знали в 2014 году. Но, несмотря на такое отношение, элита и простые граждане Украины все еще верят во всесилие и ведущую роль Запада в мире, что уже несколько лет как не соответствует действительности.

Именно фетиш-фактор позволил простой американской медсестре занять кресло министра здравоохранения Украины. Она же американка ― значит знает, что надо делать. Именно фетиш-фактор позволил Байдену взгромоздиться в кресло премьера Украины и вести «оперативку» в Кабинете министров Украины. Эти кадры видел, наверное, каждый житель незалэжной. Сколько украинцев возмутились подобным поведением заокеанского гостя? А может, хозяина? Единицы. А зачем возмущаться? Все нормально. Главное, что частичка белого сияющего западного величия теперь принадлежит и Украине тоже, что делает ее население на десять голов выше необразованных, диких и тоталитарных московитов.

Читатель может спросить меня, а наступит ли у лимитрофов прозрение? На мой взгляд, нет. Когда исчезнет пресловутая евроатлантическая солидарность и страны Запада захлестнет тотальная волна экономического протекционизма, восточно-европейские лимитрофы просто сменят фетиш. То есть сменят страну поклонения, и, вопреки прогнозам некоторых российских экспертов, это будет, я думаю, отнюдь не Россия, а Китай. Будут по всей Восточной Европе подниматься красные флаги и подниматься тосты за сотрудничество «с передовой экономикой мира». И вновь наши соседи будут смотреть на нас свысока, раболепно пожимая китайскую руку, в то время как китайский бизнес будет полностью поглощать местную промышленность, подминая ее под себя. Опомнится население стран-лимитрофов лишь тогда, когда их страна будет полностью экономически и политически поглощена более мощным и целеустремленным государством, а местные жители почувствуют себя гостями в своей собственной стране. Этого не изменить никак. Такова судьба лимитрофов. И единственное, что смогут жители стран Восточной Европы ― с гордо поднятой головой и на полном серьезе утверждать, что их страна внесла огромный вклад в развитие технологии 5G и гордиться брендом Huawei, который, естественно, будут считать «и своим тоже».

Анатолий Урсида

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 18).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА