На фоне подзависших итогов американских выборов и окончания активных боев в Карабахе российские СМИ остались без горячих новостей и стали их выдумывать. Тема дня – резкое, почти в 10 раз, увеличение экспорта российского золота.
Как водится, реальные факты изящно смешиваются с предположениями. По свежей таможенной статистике в сентябре текущего года Россия продала за рубеж 54,9 тонны золота «четыре девятки». Тут же отмечается, что это в 3 раза больше аналогичного уровня в августе и в 5 раз превосходит показатель сентября 2019.
Тут же упоминаются проблемы с экспортной выручкой ввиду падения мировых цен на энергоносители, рост расходов бюджета в связи с экстренными эпидемическими программами. И всякие прочие «общеизвестные ужасы», на фоне которых особенно рельефно смотрелись оговорки в стиле «сентябрь даже превзошел показатель апреля, когда на пике нефтяного кризиса Россия экспортировал 42,6 тонны. Летом скорость вывоза золота замедлилась до 20-30 тонн в месяц, но с наступлением осени вновь резко пошла в рост».
Вроде формально придраться не к чему, факты верные, но у неподготовленного человека общее впечатление складывается «как надо». Мол, что бы там ни говорили «наверху», в реальности дела в стране идут не так себе, чтобы очень, коль страна кинулась золотом буквально разбрасываться. Вон, и цифры это подтверждают.
Однако при внимательном изучении картина оказывается несколько иной, а то и вообще совсем не такой.
В России традиционно добывается примерно по 300 тонн золота в год. Иногда чуть больше, иногда – чуть меньше. В 2017 получилось 311 т., в 2018 вышло чуток меньше – 310. Зато 2019 вышел рекордным – 360 т. Впрочем, 2020 обещает еще больше. Если верить прогнозу Союза золотопромышленников, объем производства золота удалось поднять на 12%.
Структура внутреннего потребления золота на протяжении более 10 лет остается почти неизменной. От 60 до 100 тонн уходит в медицину, электронную промышленность, ювелирку и прочие нужды. Причем на украшения тратится почти половина объема. Порядка 150-200 тонн в год скупает государство в золотой запас. Остальное экспортируется. В конце концов, золото является самым обычным товаром.
Хотя в отдельные моменты баланс статей в общей картине может несколько меняться, в целом соотношение остается стабильным. Разве что в 2017 золотой запас увеличился на 223 тонны, в 2018 – на 275 т., в 2019 – 157,95 т. Но не по причине дефицита денег, а потому что общий объем хранения достиг 2271 тонны (январь 2020) что превышает расчетный норматив по общей структуре ЗВР страны.
И про кризис с нефтяными ценами, как говорится «слухи сильно преувеличены». Как выяснилось, поступления по бюджетному правилу ни на один месяц не прерывались. Хотя конечно их объем и заметно уменьшился. Но главное, что никакого кризиса платежеспособности в России не возникало, чтобы требовалось «ускорять экспорт золота».
Да и вообще, «Россия продает» - является весьма условным обобщением. Государство, в лице ЦБ или Гохрана, свое золото не продает вовсе. По крайней мере, это хорошо видно по официальной статистике текущих запасов. Они растут, а не уменьшаются (не совсем так, ибо накопив почти 2300 тонн золота в своих золотовалютных резервах, государство с апреля перестало покупать золото...Прим.RF).
Экспортируют золото частные добывающие компании, которых в России основных 7, из них подавляющий объем добычи приходится на 3: «Полюс», «Полиметалл» и «Петропавловская». Так как объем добычи увеличивается, а внутренний спрос такими же темпами не растет, стали образовываться излишки, которые добытчики и продают на мировом рынке. А почему бы не продавать, если мировая цена на золото поднялась с 1500 долл за тройскую унцию в январе до 1700 в марте и пробила планку в 2000 августе?
Так что на рынке золота не произошло ровным счетом ничего хоть сколько-нибудь значащего.
РУССТРАТ