Европейскими премиями начали увенчивать неудачников, которых пытаются выдать за титанов правозащитного духа.
Об этом в авторской колонке для «ПолитНавигатора» пишет российский писатель Платон Беседин
Итак, все ожидаемо. Или, как сказали бы эксперты в останкинских телестудиях, все по методичке. Премия Сахарова вручена белорусской оппозиции.
А теперь я ступаю на тонкий лёд, потому что далее начну говорить вещи, которые не понравятся всем. Так бывает – только так и бывает, – когда ты стараешься быть объективным.
Кем был академик Сахаров, в честь которого учредили и вручают премию? Глыбой. Неважно, поддерживаете вы его или, наоборот, презираете. Но вы не можете отрицать масштаба этого выдающегося человека. Как не можете отрицать колоссальности фигур, идущих с ним рядом – к примеру, Александра Солженицына и Игоря Шафаревича. Последние двое пожертвовали очень многим, если не всем, за свои убеждения. Хотя, да, понимаю, с этим многие не согласятся, потому что раздражают сами персоналии.
А теперь взглянем на тех, кто был удостоен премии Сахарова в этом году – ту самую белорусскую оппозицию: Светлана Тихановская, Светлана Алексиевич, Мария Колесникова, Вероника Цепкало, Сергей Тихановский, Ольга Ковалькова и другие.
Скажите, господа европейские демократы, вы это всерьёз? Не шутили, когда награждали этих белорусов в Брюсселе на сессии Европарламента? Где Сахаров и где Тихановская? Между ними – не просто пропасть, а разрыв вселенной. Разве что Алексиевич более или менее крупная фигура, но главным образом в том, как угадывать тренды и вклиниваться в премиальные схемы.
И тут дело не в том, нравится мне Тихановская или нет. Отношение мое к ней примерно тоже, что и к Лукашенко. С той разницей, что реальных дел в разы меньше, но и крови тоже.
Суть в том, что нам раз за разом подсовывают пигмеев, которые пытаются выдать за титанов, и вопят: «Идите за ними! Уж эти точно не поведут!». А они снова и снова подводят – причём так, что проливается много крови и слез. Не могут вывести страну в первый ряд Яценюк, Кличко, Тягнибок – даже, если потом их заменят на более смышлёных персонажей.
Мир, в котором мы существуем, густо замешан на лицемерии. Его более или менее расчертили когда-то, но в Хельсинских соглашениях был пункт о соблюдении прав человека. И за него – как за casus belli – всякий раз хватается Запад, чтобы принести другим «демократию» равнозначную «рабству». Мы уже увидели это в десятках стран мира. И адский конвейер не останавливается.
Но чтобы все это кроваво-шутовское действо не смотрелось столь развороченно-нагло, они придумали «премиальных лидеров», которых увенчали соответствующими «липовыми» титулами. Они, эти лидеры, подобны неудачникам, от безнадеги пришедших устраиваться на работу в политический «Макдональдс». Свободная касса – свободный рот. Скажут все, что надо.
И эти пигмеи снова и снова демонстрируют, что ни миру, ни людям в нем прежде всего не хватает масштаба. Ведь чем меньше личность в истории, тем больше страданий уготовано остальным; идущий за пигмеями сам неизбежно станет пигмеем.