Директор берлинского бюро польского Института им. Пилецкого Ханна Радзийовска рассказала о том, чему учат учебники средних школ Германии и как немцы изучают Вторую мировую войну. Об этом пишет журнал Do Rzeczy.
Радзийовска отметила, что немецкие учебники истории показывают молодежи однобокую картину.
В учебниках нет даже упоминания про оккупацию Польши Третьим рейхом, о преступлениях против мирного населения и Варшавском восстании.
Радзийовска возмутилась, что в Германии забыли упомянуть о «нацистско-советских объятиях в сентябре 1939 года» и вспомнили о существовании Польши лишь один раз, когда описывали репарации и изгнание немцев из переданных территорий.
Она обратила внимание, что результатов такого образования долго ждать не пришлось. Пресса Германии провела опрос в 75-ю годовщину Второй мировой войны. Выяснилось, что 30% молодых немцев считают, что их бабушки и дедушки были активными участниками движения сопротивления, в то время, как только 2% уверены, что их предшественники были сторонниками Третьего рейха.
Радзийовска считает, мы имеем дело с выявленными эффектами долгосрочной исторической политики Германии по релятивизации немецкой вины во Второй мировой войне (отказа от признания вины). Берлин начал с малого – заменил прилагательное, связанное с войной, с «немецкого» на «нацистское». Таким образом, национальная вина была переложена на нацистов. А кто теперь помнит, кем были те нацисты? Теперь и поляков, и представителей других народов можно называть нацистами.
Пройдет еще одно поколение и в Польше будет то же самое – разворот истории на 180 градусов. После 100-летия Второй мировой войны мы обнаружим, что 30% поляков убивали евреев (и немцев из движения сопротивления), а 2% – были жертвами нацистов, подытоживает польское издание.