Результаты современных научных исследований преступлений третьего рейха против народов СССР полностью исключают модный в нынешней Германии тезис о том, что эта страна полностью заплатила по своим историческим счетам
В своем недавнем интервью телеканалу «Россия 1» министр иностранных дел РФ Сергей Лавров без обиняков высказался о некоторых тревожных тенденциях в поведении политиков современной Германии:
«С.В.Лавров: Я наблюдаю это высокомерие, которое в последние годы стало точно у немцев проявляться. Знаете, такой подтекст. Они не этими словами говорят, но мысль читается достаточно четко: «Дорогие друзья, мы со всеми рассчитались, и мы больше никому ничего не должны.
В.Р.Соловьев:Отсюда и пересмотр оценок войны. Отсюда и попытка уровнять нацистскую Германию и Советский Союз.
С.В.Лавров: Конечно. Там достаточно серьезная часть элиты проводит именно такую линию. Есть желающие делать так, чтобы Германия всячески теряла возможности для нормального сотрудничества с нами».
Между тем, именно в том ключевом пункте, который «часть немецких элит» обозначает словом «рассчитались» и сегодня, спустя 75 с лишним лет после войны в отношениях между Россией и Германией царит полная и явно неслучайная неопределенность. Которая никак не способствует ни интересам самой РФ, ни окончательному закрытию темы о нанесенном нашей стране ущербе в ходе агрессии гитлеровской Германии.
Прежде всего, следует напомнить о том, что данная тема никак не исчерпывается теми решениями о возмещении ущерба, которые были приняты сразу после войны.
Советский Союз, согласно официальным данным правительства СССР, понес в ходе той войны только материальные потери, которые составили 30% всего национального богатства страны и были эквивалентны сумме 2,6 триллиона рублей. И это не считая гигантских человеческих потерь, притом, что они также имеют свой высокий материальный эквивалент. Так, например, государство Израиль, которого во время войны вообще не существовало, только в компенсацию за уничтожение нацистами европейских евреев получило от Германии и только в период 1953-1967 гг. сумму эквивалентную примерно 9 миллиардам долларов. И эти выплаты продолжаются, в том или ином виде, и по сей день.
Возвращаясь к материальным потерям СССР, укажем, что в переводе на курс доллара, равный в то время 53 рублям, они составили на то время примерно сумму в 50 миллиардов долларов. То есть сегодня, с учетом обесценения американской денежной единицы, эту цифру нужно умножить примерно на сто.
Между тем, Советский Союз в 1945 году ограничил сумму своих репарационных претензий к Германии цифрой в 10 млрд долларов, из которой значительную часть, фактически, получили от Москвы другие страны Восточной Европы. Например, одна только Польша – 15% от этих денег. В целом же, можно считать, что оказанная Советским Союзом, в первые послевоенные годы, «братская интернациональная помощь» восточноевропейским государствам, съела едва ли не большую часть полученных от Германии репараций. Которые, что следует особо подчеркнуть, в действительности могли быть гораздо меньше даже официально заявленных десяти миллиардов долларов.
Так, например, по данным Польского института международных отношений (2005), СССР получил от Германии репараций на общую сумму всего в 3,081 млрд долларов (по курсу 1938 года), из которых на долю Польши пришлось 228 млн (порядка 7,5%).
Таким образом, даже судя по этим цифрам, вопрос о полном возмещении Германией нанесенного Советскому Союзу общего ущерба в первые послевоенные годы сколько-нибудь удовлетворительным образом решен не был. И объясняется это, не в последнюю очередь, тем, что масштабы гитлеровских бесчинств и злодеяний на нашей территории в то время осознать и оценить в полной мере было попросту невозможно. Даже до сих пор, некоторые весьма существенные, если не ключевые вопросы последствий нацистской оккупации остаются не до конца проясненными.
Между тем, именно полная информация о преступлениях Третьего рейха на территории СССР только и может быть приемлемым основанием для оценки нанесенного ущерба и размера возмещения за него. И в этом смысле основную работу еще предстоит сделать.
Особое внимание в этой связи необходимо обратить на разработанный и частично осуществленный гитлеровцами план экономического ограбления СССР и уничтожения так называемых «излишков» его населения.
Несмотря на то, что нацисты сделали все возможное, чтобы замести следы своих чудовищных замыслов и деяний (в частности, им удалось практически полностью скрыть документацию так называемого «Генерального плана Ост»), многие документы и свидетельства очевидцев, всплывают в последние годы на поверхность, становятся доступными для изучения и на их основе уже сделаны определенные общие выводы.
В частности, сложилась достаточно четкая фактическая основа для характеристики действий Третьего рейха по организации массового голода с целью умерщвления миллионов советских граждан на оккупированных территориях СССР:
«План голода» (нем. — Der Hungerplan, также план Бакке, нем. — der Backe-Plan) — название плана политического и военного руководства Третьего рейха, целью которого было заставить голодать жителей на оккупированных территориях СССР до тех пор, пока от голода не умерло бы 20-30 миллионов человек. Изымаемые для создания голода продукты питания предполагалось передавать немецким оккупационным войскам и населению Германии. По мнению историка Кристиана Герлаха этот план рассматривался в качестве официальной политики властей и последовательно осуществлялся после нападения на Советский Союз14 февраля 1940 г. статс-секретарь Имперского министерства продовольствия и сельского хозяйства Герберт Бакке на генеральном совете по четырёхгодичному плану объявил, что такая ситуация ставит под угрозу пищевую промышленность Германии и может привести к её развалу, как в 1918 г. Бакке придерживался мнения, что проблема с питанием может быть решена за счёт Советского Союза. Но поскольку расчёты, сделанные управлением сельского хозяйства, показывали, что излишков в СССР не было, то была разработана специальная стратегия, с целью получения максимального количества продовольствия из деревень и одновременного приведения в действие национал-социалистической политики уничтожения. По утверждению Кристиана Герлаха, экономическая стратегия на Востоке была орудием массового истребления гражданского населения.
В ходе обсуждения плана Бакке отметил, что количество «лишнего населения» в России достигает 20—30 миллионов. Если лишить это население питания, то сэкономленное продовольствие может быть использовано для питания немецкой армии и немецкого населения. План предполагал, что увеличившееся за годы индустриализации городское население СССР будет лишено поставок продовольствия. Предполагалась большая смертность среди населения Советского Союза, десятки миллионов смертей ожидались в течение первого года немецкой оккупации. Голод должен был стать неотъемлемой частью оккупационной кампании.
План голода привёл к массовой гибели гражданского населения и советских военнопленных, которые почти не получали питания… Всего в результате реализации плана на оккупированной территории погибло от голода 4,2 миллиона советских граждан.
Советским военнопленным в 1941 году была установлена норма питания около 900 ккал в сутки, что почти вдвое меньше необходимого для выживания . Такая норма приводила к необратимой дистрофии и гибели человека от голода в течение нескольких месяцев. …Всего в немецких лагерях погибло, в первую очередь от голода, более трёх миллионов советских военнопленных, из них 2 миллиона умерло до февраля 1942 года, за 8 первых месяцев войны».
Один из главных инициаторов и разработчиков «Плана голода» для СССР — рейхсминистр продовольствия и сельского хозяйства Третьего рейха Герберт Бакке. Как ни странно, этот нацистский палач нашего народа был уроженцем города Батум и целых 23 года прожил в России
Следует особо подчеркнуть, что все эти обобщения были сделаны и фактические данные получены в результате кропотливого труда многих ученых только в течение последних десятилетий. И в своем нынешнем объеме в первые послевоенные годы были совершенно неизвестны и не могли быть подкреплены достаточной документальной базой. Именно поэтому тот же фашистский «План голода» для СССР не мог в то время рассматриваться как системное государственное преступление с умыслом на практически полное уничтожение нашего населения.
Сегодня для такой постановки вопроса есть все необходимые исторические и правовые обоснования. В то же время, упомянутые Сергеем Лавровым нынешние заявления ряда немецких политиков о том, что Германия «полностью рассчиталась» за свои преступления периода второй мировой войны, напротив, никаких оснований под собой не имеют. И являются только абсолютно ничтожной, с юридической и моральной точки зрения попыткой снять с себя историческую и материальную ответственность за содеянное. И, тем самым, окончательно закрыть эту крайне неудобную для Германии тему и одновременно открыть перед ней широкие возможности для возрождения своих имперских амбиций и давних претензий ко всем окружающим странам и народам.
Юрий Селиванов