Реакция Пекина на санкции, введенные ЕС в понедельник, впервые за 30 лет, за нарушения прав человека в Китае, не заставила себя долго ждать. Китай подверг резкой критике ЕС, а также ввел санкции в отношении ведущих депутатов Европарламента и деятелей ЕС. Обидевшиеся европейцы считают ответ китайцев «дерзким, непонятным и неприемлемым».
Китайские контрмеры затронули членов Европарламента из Нидерландов, Бельгии и Литвы, пять уполномоченных ЕС (в том числе двух немцев), а также Институт китайских исследований Меркатора в Берлине и Фонд Альянса демократий в Дании.
Согласно сообщению китайского МИД, им теперь запрещен въезд в КНР, а также запрещено вести дела с китайскими гражданами и компаниями.
ЕС должен «прекратить преподавать другим уроки прав человека и вмешиваться во внутренние дела», заявило китайское правительство, которое пригрозило дальнейшими действиями. Власти Китая считают, что решение ЕС о санкциях основано «только на лжи и дезинформации».
Министр иностранных дел Германии Хайко Маас охарактеризовал контрмеры Китая как «непонятные и неприемлемые». Этот шаг также не приведет к тому, что ЕС будет «более осторожным» с санкциями в отношении прав человека, заверили в Берлине.
Изгнанный из Китая депутат Европарламента Рейнхар Бютикофер назвал подход Пекина «дерзким» и «нелепым».
По его словам, санкции не должны были стать неожиданностью, ведь уже много лет известно о существовании лагерей перевоспитания для уйгуров в Китае.
Несмотря на заблаговременные предупреждения посла Китая в ЕС Чжан Мина, который резко раскритиковал планы ЕС и указал, что его страна не отступит, если другие будут настаивать на конфронтации, министры иностранных дел ЕС в понедельник решились на конкретные шаги. Они ввели санкции против четырех китайских партийных и региональных представителей и организацию из провинции Синьцзян «за нарушение прав человека в отношении мусульманского уйгурского меньшинства».
По мнению ЕС, все пострадавшие несут ответственность за массовое, произвольное интернирование и унижающее достоинство обращение с уйгурами и членами других мусульманских этнических меньшинств, а также за систематические нарушения свободы религии и убеждений этих людей. Согласно Официальному журналу ЕС, нарушения прав человека были совершены в ходе «широкомасштабной программы слежки, интернирования и идеологической обработки» мусульманских этнических меньшинств.
Санкции ЕС предусматривают въезд в ЕС, замораживание всех активов соответствующих физических или юридических лиц и отказ в предоставлении финансовых или экономических ресурсов.
По данным правозащитных организаций, не менее одного миллиона мусульман-уйгуров, казахов, хуэй и представителей других меньшинств содержатся в сотнях лагерей в Синьцзяне. Сообщается, что там их заставляют отказаться от своей религии, культуры и языка, а в некоторых случаях также подвергаются жестокому обращению.
Китайские власти отрицают обвинения и называют утверждения о нарушениях прав человека в Синьцзяне «величайшей ложью века». Пекин говорит о программах обучения и работы, направленных на борьбу с экстремизмом в регионе. Кроме того, Китай в стремлении сделать свои методы и политику в мусульманском регионе Синьцзян более открытыми и понятными для международного сообщества, приглашал посетить Синьцзян иностранных дипломатов и представителей Организации Объединенных Наций.
Китайцы в ответ на обвинения приводили пример, что Соединенные Штаты используют ракеты и беспилотники для убийства исламских террористов, а Китай «пытается перевоспитать большинство из них, вернуть их к нормальной жизни».
Последний раз ЕС применял карательные меры против Китая за нарушения прав человека после резни на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году. Среди прочего, они включают эмбарго на поставки оружия, которое действует и сегодня. Как тогда объясняли в Брюсселе, сотни людей (точная цифра неизвестна) погибли в «кровавом подавлении демократического движения», когда Народно-освободительная армия была развернута против мирных демонстрантов.
Григорий Май