Наш выход из Совета Европы — дело времени, причем ближайшего. Созревший плод вот-вот упадет. И мы должны объявить об этом сами, не дожидаясь, когда обнаглевшие прибалты, поляки или украинцы поставят этот вопрос на голосование. Вообще, в дипломатии важно, кто что сказал или сделал первым. Впрочем, важно и то, кто что сказал или сделал вторым.
Об этом и поговорим.
Я понимаю, почему мы никогда не объявляем санкции первыми — они запрещены международным правом, возможны только по решению Совбеза ООН. Кто-то в этом безумном, безумном, безумном мире должен придерживаться принципов.
А вот на контрсанкции право имеем. Однако с ними мы всегда опаздываем.
Обратите внимание, как мгновенно отреагировал Китай на рестрикции европейцев в связи с преследованием «уйгурского мусульманского меньшинства в Синьцзяне»: в тот же день был запрещен въезд в Поднебесную десяти парламентариям и ученым. Совершенно очевидно, что список был подготовлен заранее. И это произвело впечатление — ответ ЕС выдержан в классическом украинском стиле «а нас за шо».
«Санкции Китая против евродепутатов наносят ущерб нашей ассамблее. Евродепутаты стоят на стороне жертв насилия, в отношении которых нарушаются права человека, и парламент продолжит защищать эти фундаментальные ценности. В ЕС, в мире права человека — универсальные ценности. Попытка наказать депутатов санкциями за то, что они высказали свое мнение, представляют неприемлемый ответ и угрозу евроинститутам», — почти пустил слезу глава Европарламента Давид Сассоли.
У нас тоже должны быть заготовлены списки «невъездных» — поляков, немцев, французов, болгар и прочих испанцев с португальцами. Как и фирм, которым будет запрещена работа в России. Их можно даже объявить заранее, чтобы было понятно, кто чем рискует. И включать счетчик, не откладывая в долгий ящик.
Скажу больше: МИДам России и Китая неплохо бы договориться о совместных действиях. Если Запад объявляет санкции Пекину за нарушение прав человека в Синьцзян-Уйгурском автономном округе или Гонконге, а Пекин в ответ объявляет контрсанкции, то и Москва должна к ним присоединиться. А к нашим контрсанкциям за Крым, Донбасс и «Северный поток – 2» должен, в свою очередь, присоединиться Китай. Это будет куда весомее, чем сейчас, когда мы бьемся с США и ЕС по одиночке. Они-то как раз действуют сплоченно и синхронно.
И нам, и китайцам пора осознать, что борьба против нас ведется масштабная и планомерная. Будут душить.
Китайская доктрина «мы с Россией стоим спина к спине», подразумевающая, что Пекин и Москва не строят козни друг против друга, а защищаются от внешних врагов, устарела. Враги оказались общими. Пора поворачиваться друг к другу лицом и договариваться о новых правилах жизни в этом вдруг изменившемся мире.