На одном из зарубежных русскоязычных YouTube-каналов участник беседы, в которой обсуждалось обострение в Донбассе, вспомнил пятидневную войну с Грузией 08.08.08. Больше всего он почему-то кипятился из-за того, что операция была объявлена «принуждением к миру». Дескать, что за название дурацкое придумали эти русские.
Название действительное дурацкое. Зато точное. И придумано, между прочим, не Россией.
В наставлении Объединенного комитета начальников штабов США 1995 года миротворческие операции подразделяются на два вида: операции по поддержанию мира и операции по принуждению к миру. Разница между ними заключается в том, что операции по поддержанию мира проводятся с согласия всех основных конфликтующих сторон и направлены на контроль и выполнение уже достигнутых соглашений о прекращении огня, а операции по принуждению к миру проводятся с целью создания обстановки для перемирия или прекращения огня. Они могут включать операции по восстановлению порядка, насильственное разведение воюющих сторон, установление запретных зон и контроль за их соблюдением.
Принуждение к миру не предполагает согласия враждующих сторон на вмешательство. В ходе операций по принуждению к миру вооружение и военная техника могут использоваться не только в целях самообороны, но и для уничтожения военных объектов и вооруженных группировок, участвующих в конфликте.
Напомню, 1995-й — это расцвет однополярного мира, когда американцы решили, что с миротворческими миссиями справятся быстрее и эффективнее, чем нерасторопный Совет безопасности ООН. В том же году НАТО отбомбилось по боснийским сербам, а спустя четыре года — по Белграду. Эти операции считались принуждением к миру.
В 2008 году Россия «принудила к миру» Грузию. Полагаю, об этом публично и громко объявлялось именно для того, чтобы США уловили прямую и явную аналогию с югославскими событиями.
Вот уже семь лет Кремль проводит в Донбассе операцию по поддержанию мира. Причем в отличие от американцев мы настояли на том, что оформлена она резолюцией Совбеза ООН. Как вы поняли, я имею в виду прежде всего Минские соглашения.
Однако в последнее время ситуация складывается так, что возможен переход к острой фазе конфликта, и тогда придется принуждать Украину к миру. Своими силами, без помощи международного сообщества в лице США с их евровассалами. Точнее, вопреки их желанию и при активном сопротивлении.
Обычные двойные стандарты, ничего нового: по мнению Запада, сепаратисты Югославии боролись с метрополией за свободу и должны быть поддержаны, а в случае с Украиной Запад, наоборот, поддерживает метрополию в ее борьбе со свободолюбивым Донбассом. И никакого противоречия американцы с европейцами, конечно, в двух почти идентичных ситуациях не видят.
И только Россия в обоих случаях, как всегда, — на стороне добра.