Вместо эпиграфа:
«Как все злые люди, вы сентиментальны»
(с)Братья Вайнеры, «Визит к минотавру»
Вчера я начитался всяких высказываний о том, что
а) в России нет хорошего кино;
б) снимают один отстой;
и, конечно, что
в) хорошие отзывы на фильмы никому не интересны.
В общем, заело меня это, и решил я с этим поспорить. Сразу по всем пунктам, на конкретном примере хорошего фильма и с демонстрацией того, что и хвалебную рецензию может быть интересно читать (Белинского на них нет).
Вызов принят.
Подходящий фильм я выбрал прямо из комментариев под этим обсуждением. Благо уже давно хотел его пересмотреть ещё раз, но никак не мог вспомнить точное название (а тут добрые люди подсказали одним из первых).
Без дальнейших промедлений скажу, что выбор мой пал на минисериалы «Небесный суд» и «Небесный суд. Продолжение» (2011 года выпуска). Разделять их нет смысла, потому что по сути это единое повествование с общими персонажами и последовательной сюжетной линией.
Почему именно этот сериал? Да потому что это просто произведение искусства с большой буквы, шедевр или, как говорят наши условные противники «masterpiece»!
Там прекрасно всё – замечательный выбор актёров, их игра, декорации, атмосфера, нестандартная трактовка известного мифологического сеттинга, неожиданные сюжетные ходы. В общем, всё.
В прошлый раз, когда я писал про дивергентное мышление, некоторые начали путать его с девиантным и орать про упадок нравов. Не надо так!
Тут нет красочных погонь и перестрелок, дорогостоящих спецэффектов или супергероев в трусах поверх лосин. Равно как и каких-то особенных декораций. Девяносто процентов действия разворачивается буквально в нескольких локациях.
Сериал берёт другим. Прежде всего – сценарием.
Я вообще обожаю фильмы (их так мало), где зрителя удерживают смыслом. В «Сансет Лимитед» полтора часа двое мужчин (Томми Ли Джонс и ) в одной комнате рассуждают и спорят о религии и смысле жизни, один с позиции верующего, второй с позиции атеиста. В «Человек с планеты Земля» группа людей в загородном доме выслушивает необычную историю одного из них и задаёт ему вопросы. «В погоне за Эми» и его продолжение «Догма» – это практически целиком одни диалоги, почти без особого действия («Догма» в меньшей степени). И так далее.
В данном случае сериал поражает и радует не только оригинальной трактовкой страшного суда и загробной жизни, но и глубочайшей продуманностью. Товарищ Антон Павлович Чехов были бы однозначно доволен – потому что здесь стреляет не только ружьё, висящее на стене, здесь стреляет вообще всё. Персонажи, события, факты, фразы. Эпизод, произошедший в первой серии, играет новыми красками в третьей, а фраза, сказанная в пятой, влияет на развязку в восьмой.
Всё очень-очень-очень продумано.
И если вы думаете, что эпиграф я написал наобум, то вы ошибаетесь. Потому что уже в первой серии я пару раз тайком взрыднул. И по всему ходу сериала я плакал, рыдал, всхлипывал от умиления, у меня перехватывало дыхание, хихикал, всхлипывал уже от веселья на грани истерики, злился, сопереживал, а ещё по ходу пытался разгадывать, как повернётся очередное дело с точки зрения детектива и юридических тонкостей.
Тут тебе и смех, и грусть, и романтика, и детектив. А в основе всего лежит любовь.
Авторы, кажется, перебрали весь диапазон чувств, на которых можно сыграть.
Пацаны вообще ребята(с)
Сериал целиком идёт почти семь часов, я смотрел его всю ночь, мне не хотелось спать, а после просмотра я почувствовал себя не уставшим, а наоборот – отдохнувшим.
В последний раз меня так захватывало повествование, что я напрочь забыл о том, что нужно спать, потому что завтра дела, когда смотрел мистический сериал «Потерянная комната» (2006 год).
И плюс к сюжету ещё и прекрасная игра актёров, и не менее прекрасная игра слов.
Итальянская мафия отдельно бесподобна.
Причём даже к главному злодею (как же без него), мерзкому, ненавистному и отвратительному, в конце концов начинаешь относиться с сочувствием. Что, согласитесь, редкость. Потому что там оказывается всё сложно и неоднозначно. Хотя нет, спойлеров не будет.
А в конце, после семи часов просмотра на одном дыхании, остаётся только один вопрос: почему так мало?
P.S. Вот честно, давно задрал всяческий негатив. Зачастую откровенно высасываемый из пальца (и из других мест). И не верьте, когда вам говорят, что «позитив не пользуется популярностью». Куча примеров противоположного.
Просто некоторые блогеры собрали вокруг себя соответствующую аудиторию, которая настроена лишь на негатив. И эта аудитория не воспринимает ничего, что выходит за их привычную дозу гормонов недовольства. Такие авторы попадают под влияние (или даже диктатуру) своих подписчиков и уже не могут вырваться за пределы однажды заданной роли.
Я неоднократно видел, как тот или иной условный «всепропальщик» пытался написать что-то позитивное (зачастую просто цитируя новости), в результате получая волну негатива в комментариях про «продался, прогнулся, купили». И в страхе растерять аудиторию мгновенно возвращался в старую колею «всё плохо».
А новостей хороших в России полно. И фильмы прекрасные есть. И массе людей интересно «Что бы посмотреть?», то есть рекомендация позитивная, а большинство обзорщиков, следуя западным образцам, умеет только обгаживать и высмеивать.
Таланта не хватает? Или воли? Или спонсоры заказывают негатив? Или всё вместе взятое?
Я в свою аудиторию иногда намеренно что-то провокативное вбрасываю, чтобы неадекватов триггерило и они отсеивались. А коммерческие блогеры, которые монетизируют количество подписчиков, себе такого позволить не могут. И прогибаются.
Как-то так…