29 апреля на экраны кинотеатров страны вышел фильм Тимура Бекмамбетова и Сергея Трофимова «Девятаев». Чем же порадовали зрителя маститые мастера?
Класс!
Оставим в стороне исторические детали (что было, чего не было), о тонкостях амуниции пилотов люфтваффе пусть говорят специалисты. Поговорим о фильме.
Для простого зрителя – кино высший класс. Игра актёров вне конкуренции. Нет ни наигранности, ни переигранности. Каждый персонаж сыгран так, что в него веришь. А среди героев – весьма неоднозначные личности. Лагерный капо, он же один из организаторов побега. Как совместить в одном лице гитлеровского пособника и члена подпольной группы? Но актёр сумел. Вот капо избивает дубинкой заключённого, а через минуту шёпотом обсуждает с товарищами детали побега, но при этом мысли о ненатуральности его поведения не возникает.
Сюжет постоянно держит в напряжении. Даже заранее зная, что Девятаев с товарищами благополучно долетят до своих, переживаешь, когда Хейнкель разгоняется по взлётной полосе и не может взлететь, а за ним мчатся машины, из которых ведут огонь по беглецам.
Компьютерная графика – это нечто. Сцены воздушных боёв сделаны бесподобно. Всем компьютерщикам, работавшими над фильмом, твёрдые пятёрки и пусть все у них учатся.
А теперь о грустном.
Большая ложка дёгтя в бочку мёда
Каждое кино несёт в себе воспитательную функцию. Кино прежде всего инструмент пропаганды. А вот с эти в фильме есть проблемы.
Вот сбитых советских лётчиков собирают в отдельном помещении и предлагают им встать на путь предательства. Сбитые «сталинские соколы» в ремнях и портупеях, с погонами на плечах, при орденах. Это что, действительно так было? Судя по архивным фотографиям, если офицеры и сохраняли ремни, знаки различия и награды – то только в первые часы после взятия в плен. А далее – приказы прямо указывали солдатам вермахта, что Женевская конвенция на советских военнопленных не распространяется. Зачем показывать в фильме таких гуманных гитлеровцев? Чтобы мы забыли, какими они были на самом деле? Забейте в поиске Яндекса «советские военнопленные фото» - вы увидите совсем другую картину.
Обеляем предателей?
Создатели фильма применили необычный ход: в фильме вторым главным героем (после Девятаева) является лётчик Николай Ларин, с которым Девятаев вместе учился, вместе воевал и который считается погибшим. Однако Ларин остался жив и перешёл на службу к врагу. Два лётчика, два близких друга – и две такие разные судьбы. Лётчика Ларина мы видим глазами Девятаева и как видит его Девятаев?
Вот первая встреча – и Девятаев бросается к другу, крепко обнимает его: «Колька! Живой!» То, что его близкий друг в немецкой форме и только что уговаривал самого Девятаева и других пленных лётчиков воевать против своей страны на стороне вермахта – стоит ли обращать внимание на такую мелочь? Дружба превыше всего! Странно видеть такую дружбу и верится в такое с трудом, а точнее – не верится совсем.
Далее – ещё круче. Ларин по просьбе гитлеровцев прибывает в лагерь, чтобы опознать среди узников Девятаева и ищет его всерьёз. Позже Ларин пытается противодействовать побегу, рискуя при этом своей жизнью. И когда ведомый Девятаевым Хейнкель уже взлетел, Ларин догоняет его на истребителе, ведёт по нему огонь и, расстреляв боезапас, идёт на таран. Короче, служил бывший советский ас Адольфу Гитлеру как наверно и Сталину не служил.
И весь фильм Девятев ведёт с другом душеспасительные разговоры, уговаривает вернуться на Родину, а тот объясняет, что не может вернуться назад, поскольку Сталин всех попавших в плен объявил предателями. И в последние минуты своей жизни Ларин просит Девятаева простить его за всё, и тот… великодушно прощает, хотя настоящий Девятаев наверное плюнул бы на его могилу.
Опасная тенденция
Откуда это новоявленная мода «понять и простить» в российском кинематографе? В фильме «Т-34» советский танкист жмёт руку штандартенфюреру СС, в «Девятаеве» лётчик прощает предателя. При этом и в первом, и во втором случае противник – мерзавец, на котором и пробу ставить негде. Но зачем же режиссёры стараются вызвать в зрителях сочувствие к негодяям?
Предатель – это всегда предатель. Взять в руки оружие и воевать против своего народа на стороне врага – такое не прощается. Не надо учить молодёжь, что «не всё так однозначно», «у власовцев была своя правда».
«Девятаев», несомненно неплохой фильм, но он не станет у народа культовым, и вместо «Девятаева» будут смотреть «В бой идут одни старики», а вместо «Т-34» - «Жаворонок». Пусть в эти старые фильмы уступают в зрелищности, в них нет потрясающей компьютерной графики, но в них герои – это герои, а люди если и совершают ошибки, предателями не становятся.
Klim Podkova, специально для RUSFACT.RU