Гегель считал, что разные народы, как и разные люди, суть разные духи. Ну, то есть: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» — как говаривали всякие сказочные злодеи, когда богатыри Киевской Руси давали им прикурить.
Раньше я в это не верил. Сегодня я понял, я ошибался. Это все недостатки советского воспитания. В Советском Союзе людей не делили по цвету кожи, языку или по национальности. Будь ты хоть трижды Миклухо Маклай – ты русский. Потому, как живешь ты в Советском Союзе.
Множество конфликтов, в которые тогда мы, как Сверхдержава, вмешивались по всему миру, утверждали силу русского оружия, хоть и держали его руки украинца, казаха или чеченца.
Какая нам к черту разница - говаривали янки, - они все там русские. И русские давали прикурить янки, как и их далекие предки в Киевской Руси давали прикурить всякой другой нечисти.
Но сегодня мы врозь. Один народ православный, состоящий из трех православных и братских народов, вдруг, волею Госдепартамента и призраком Степана Бандеры, разделили на три противостоящих друг другу народа.
И мы начали источать свой собственный Дух. Украинский.
Честно говоря, еще в девяностые годы я не относился к этому серьезно. Ну, ладно, думал я. Покуражатся по глупости черти, да успокоятся. Ведь дух-то у нас все равно один. Ведь история у нас, все равно-то одна. Да и как я мог делить, например, свой экипаж на подводной лодке по национальности?!
Девятый отсек, командиром которого я был, спас однажды моряк Менгалиев. И обнимали его и даже кусали от радости, русский моряк Войлунов, мичман украинец Кисиль и лейтенант чеченец Туков.
А сегодня все не так. И хоть я против таких перемен, я все же хотел бы понять - а как?
Что из себя сегодня представляет этот наш «украинский дух» и как он пахнет?
Для жителей Донбасса он пахнет кровью. Для жителей Одессы сгоревшей плотью.
Этот запах принесли в Одессу, в Маруполь, в Харьков, в города Донецкой и Луганской областей бандиты, которых вооружил один из сегодняшних хозяев Украины олигарх Коломойский, и они устроили там массовые расстрелы и публичное аутодафе. Так утверждает аваковский «социалист» Кива, и нет оснований ему не верить. Он из их числа.
Но ведь и это не вся правда. Правда в том, что среди нас, простых украинцев не нашлось достаточного количества людей, которые бы сказали: «Стоп! Так нельзя!». Не нашлось.
Мы предпочли разбежаться по миру, собирать клубнику и стоять в европейской передней, с подобострастным выражением лица выпрашивая чаевые.
Что с нами не так? В чем он на самом деле наш украинский Дух?
Мы упорней, чем малые дети верим в Деда Мороза. Нам так сильно нужна сказка, что ради нее мы убиваем своих братьев и сестер. Стреляем им в затылок, а потом за эти убийства награждаем убийц звездой Героя Украины, как мы это сделали в случае с Бубенчиком.
Что с нами не так?
После Майдана, на котором мы кричали «против олигархов», мы к власти привели олигарха. И ведь все проголосовали. В первом туре проголосовали.
Что с нами не так?
А потом, когда олигарх сделал именно то, что олигарх сделать должен, когда он многих убил и всех ограбил, мы не пошли против него. У нас нет никакой гражданской решимости. Мы испугались горстки его бандитов, которыми руководит самый известный украинский армянин.
Что с нами не так?
Мы пошли на выборы, и выбрали себе шута. Красивого, популярного, пусть и маленького роста, но мы говорили себе: «Ведь наполеон тоже был маленького роста», и сегодня мы обожествляем новое чудище. Сегодня тот, кто сжег Одессу, кто отправил бандитов убивать мирных людей на Востоке, кто ограбил страну через схему «Приват», сегодня он, грозной тенью навис над нашей страной. Еще более страшной тенью, чем тень пьяного Петра.
Что с нами не так?
И мы, как наркоманы, нюхнув, подобно известному беглому грузину, свою дозу кокаина, целуем руки и полы пиджака этого взъерошенного грузина, даем ему на руки своих украинских детей и ждем очередного чуда, и воем от неизъяснимого приступа радости и смеха.
Кругом «Квартал 95».
Грустный и уже порядком всем надоевший, но самый важный на сегодня, вопрос: ЧТО С НАМИ НЕ ТАК?