Виктор Мараховский
уверенность граждан, что они способны отличить лживые новости от правдивых;
их реальная возможность отличать лживые новости от правдивых.
Результаты следующие. Во-первых, около 90 процентов современных американцев вполне убеждены в том, что их способностей и остроты ума достаточно, чтобы отделить правду от лжи. Во-вторых, 75 процентов на самом деле зачастую не в состоянии отличить фейковые сообщения от настоящих, если те оформлены одинаково (в данном случае — как новостные заголовки в условном Facebook).
...Что в этой новости интересно для нас. Мы живем, как нам постоянно напоминают, в информационный век. То есть в голову нашего современника открыты своеобразные инфопроводы, общий поток информации в которых не то что в разы, а в сотни и тысячи раз превышает пропускную способность человеческого восприятия и анализа.
И это объясняет в нашей жизни очень и очень многое.
Чем это, в принципе, грозит — легко понять: стоит появиться какому-нибудь новому модному информационному пространству, в котором доминируют какие-нибудь враждебные обществу пропагандисты, как граждане в значительной своей части могут оказаться их жертвами. России повезло десять лет назад, когда пространство интернет-СМИ было почти полностью захвачено "болотными" агитаторами, что сам устойчивый доступ к интернету имелся лишь у меньшинства населения. Сейчас все попытки интернет-революций не слишком успешны (поскольку монополии на Сеть ни у каких пропагандистов нет), но что если завтра появится какой-нибудь новый, совсем продвинутый, самодостаточный и при этом массово доступный виртуальный мир, в который будет встроена чья-нибудь откровенно разрушительная агитация?
динственным способом излечения от такого "информационного ожирения", как представляется, может быть усвоение (и даже преподавание) всеми поголовно основ, так сказать, "информационной недоверчивости". То есть осознания того, что заголовки и зазывки, которые нам нравятся, вовсе не обязательно правдивы; что новости и заявления, которые нас раздражают, — вовсе не обязательно лживы, и понимание того, что любая информация и любая аналитика должны быть для начала чем-то обеспечены. То есть за ними должна стоять реальная и проверенная репутация — какого-нибудь автора, института или государства. Это тоже, конечно, не стопроцентная гарантия (авторы, институты и государства бывают разные), но за такую информацию хотя бы есть с кого спросить.