Товарищ tanya-mass рассказывает чудесное:
Этим летом в Марселе на автобусной остановке я вдруг услышала, как лежащий на скамейке колоритный французский клошар вдруг ругнулся по-русски. Даже подумала, что мне послышалось, — хотя русский мат по экспрессии не спутаешь с иностранными ругательствами. Но, внимательнее взглянув на клошара, поняла, что не ошиблась: он читал русскую газету. Рядом — большой пакет с пожитками и едой.
Публика, ожидающая автобуса, не обращает внимания: к бродягам во Франции привыкли. Я подхожу знакомиться — клошар представляется Володей. Из Латвии. Полный, высокий, с неглупым, но испитым лицом. Возраст — около 40 лет. Профессия — безработный. Семейное положение — разведен. Раньше таких называли «БИЧ» — «бывший интеллигентный человек».
— Володя, а почему именно Франция?
— Я не только по Франции хожу. Я вот в Испании жил в прошлом году. Но там хуже — страна беднее. Социала нет. Ребята спят под мостом.
— А здесь где спите?
— Ну, летом тоже на улице с ребятами спим. А похолодает — в ночлежку перейдем. Тут во Франции еще и кормят. Есть специальные столовые, где можно поесть горячего.
— А как вы решились пойти бомжевать в Европе?
— Да здесь бомжи лучше живут, чем я дома жил! Дома, в Латвии, никому дела нет, если ты пропадешь и загнешься.
— Вы работали у себя дома?
— Третий год без работы сидел. Раньше работал.
— Какая у вас специальность?
— У меня их несколько — и поваром работал, и водителем... Но моя основная специальность — техник-строитель.
— Не нашли применения своей специальности на родине?
— Я же не в Риге жил — в Риге можно было бы найти что-то подходящее. А у нас в Даугавпилсе работы не было. Точнее, была. Я работал. Мне зарплату меньше в три раза заплатили, а я решил, что больше не стану себя подставлять. Зачем? Гробишься, а на тебе кто-то зарабатывает, какой-то козел. Пусть они там, а я тут.
Художник Игорь из Подмосковья — интеллектуальный экстремал-любитель. Приехал в Париж года четыре назад. Его работы висели сначала в маленькой галерее, продающей живопись а ля рюс по невысоким ценам. Потом сам стал продавать картинки с избами у тихой воды по арабским рынкам.
Его не покупали — мода на посконную Русь прошла лет через пять после перестройки. Игорь возвращаться не стал, а когда его выселили из общежития Академии живописи, переселился в заброшенный дом в пригороде Парижа. Выучил французский, записался на питание по социальным столовым, встал на очередь в комнату общежития. Ждет, правда, до сих пор. Подрабатывает то грузчиком, то рабочим на стройке — по-черному, то есть без разрешения. Деньги отправляет домой — жене и матери в Россию...
Как бесплатно выпить водки
Игорь поделился со мной технологией выживания:
— Тут, во Франции, если знать, можно все сделать бесплатно. Поесть, одеться, проехать к морю — потому что остановок на скоростных поездах почти нет и высадят только в Марселе, например, или близко к нему. Да вот еще и выпить водки можно в ресторане бесплатно.
— Тут даже кофе не выпьешь дешево, а вот водки... бесплатно...
— Когда я выпиваю в одном кафе стакан водки не закусывая, хозяин делает тотализатор. На меня делают ставки другие посетители: выпью или нет. Это случайно получилось один раз. И с тех пор, когда мне хочется выпить, я туда иду, выпиваю — гуляю, короче. А закусить в другое место иду.
— В бомжовскую столовую?
— Можно и туда. Я не сноб.
Игорь, правда, не собирается зависать во Франции надолго. Ему хочется еще посетить и другие места, связанные с именами его любимых импрессионистов, — Арль, например, а потом можно и домой возвращаться.
А Володя на вопрос, когда собирается возвращаться, ответил: «Когда французские бомжи к нам в Латвию потянутся. Бомжи-иностранцы — это точный показатель благосостояния страны!».
Ну что же - пусть ждут. Рак уже карабкается на гору с приготовленным свистком.