Владимир Зеленский в интервью The Washington Post сказал, что ради победы надо, чтобы «зимой у немцев не было тепла». Однако днём ранее в британском издании The Spectator чешский автор Йозеф Буска выразил сомнение в оправданности такой политики. Его статья называется «Реакция Запада на Украину вот-вот рухнет».
Рассуждения Буски вполне логичны. Он высоко оценил успехи Киева в деле военной пропаганды, но отметил также, что Европа к длительному противостоянию не готова: «Европа переживает беспрецедентный период процветания на протяжении многих поколений. За исключением Югославии, на континенте не было вооружённых конфликтов почти 80 лет».
Между тем санкции, введённые против России, бьют также и по Европе.
Это соответствующим образом отражается на общественном мнении. Несмотря на трогательное единство элит, которые считают, что Украина не должна проиграть, население мыслит немного иначе:
«Поначалу шок войны на европейской земле беспрецедентным образом объединил Запад. Опрос Евробарометра за апрель-май показал, что восемь из десяти граждан ЕС поддерживают санкции, введённые против России. Однако даже тогда эта поддержка распределялась неравномерно, достигая лишь 57% в Словакии, 54% на Кипре и 44% в Болгарии.
Это было весной, когда счета за электроэнергию были низкими. Перенесемся в июль, и картина заметно изменится. В то время как подавляющее большинство немцев, 82%, поддержали жесткую позицию в отношении России в мае, два месяца спустя 47% считали, что санкции больше вредят их собственной стране».
А ведь зимой будет ещё хуже: «заботы могут превратиться в отчаяние, а просроченные платежи — в долги».
Между тем Буска видит впереди ещё большую угрозу: Россия может прекратить военные действия, ограничившись нынешними территориальными результатами, и тогда Украина окажется страной, которая желает продолжить войну. То, что сам по себе нынешний конфликт возник из-за позиции Украины и Запада, Буску, понятно, не интересует.
Что же нужно, чтобы поддержка Украины не сократилась и война продолжалась дальше? «Единственный способ сохранить общественную поддержку Украины — подчеркнуть, что освобождение от российских ресурсов является стратегической необходимостью для всей Европы».
В общем, немцы должны привыкнуть к тому, что дома у них будет холодно, а платить даже за холод будет нечем. Потому что Буску восхищают слова премьер-министра Эстонии Каи Каллас: «Газ может быть дорогим, но свобода — бесценна».
В заключение отметим два момента.
Во-первых, «свобода» тут ни при чём. Сейчас западные элиты предлагают для противодействия «российской агрессии» ровно те же самые рецепты, что и для борьбы с «глобальным потеплением». Потепление людей не впечатлило (пришлось даже риторику сменить — сейчас речь идёт о «глобальном изменении климата»). «Агрессия», судя по статье Буски, тоже.
Первичны тут именно отказ от отопления и производства, а не «потепление» и «агрессия». Зачем это нужно — вопрос отдельный. Просто задумайтесь над этим.
Во-вторых, та же проблема стоит и перед Россией. Как пишет российский журналист и политолог Алексей Чадаев, сейчас Россия пытается «победить мироправителей тьмы века сего, не вставая с дивана». А за победу надо платить, и платить дорого.
Зеленский, вон, считает, что россияне не готовы платить отказом от поездок в Европу. Но эта цена не такая уж и высокая, если быть честным. А какой будет настоящая, честная цена, мы ещё не знаем.
Василий Стоякин