Если в марте соотношение профессиональных (отслуживших более года) контрактников составляло в пехотных бригадах до 50% процентов, а среди мобилизованных боевой опыт участия в боях на Донбассе или просто опыт службы в армии составлял больше 65%, то уже к августу профессиональное ядро сократилось до 20%, а среди мобилизованных до 35%. А уже к декабрю в пехотных бригадах оставалось до 15% — 20% закаленных в боях бойцов, причём, в том числе за счёт получивших боевой опыт мобилизованных, а среди свежемобилизованных процент имеющих опыт службы упал до 10%, причём, большинство служили ещё в Советской армии.
За 11 месяцев боёв некоторые пехотные бригады сменили уже три состава (ротировались после потери более 50% убитыми и раненными) и сегодня сохраняют профессиональный костяк на уровне управления бригад и командования батальонов. Солдаты стали переменным составом и это приводит к заметному падению мотивации рядового состава.
Если весной высокомотивированными бойцами были до 70% то последние опросы показывают, что мотивированными можно считать не более 25% солдат. В офицерском корпусе число выше и достигает 50%. При этом, в нынешней волне мобилизации процент тех, кто готов служить и сознательно идут на призывные пункты не превышает 10% как среди рядовых, так и среди, призванных из запаса офицеров. Отмечается общая апатия пополнения, неверие в победу Украины и откровенный страх. Число уклонистов, тех кто прячется от мобилизации, огромно.
Несколько иная ситуация в танковых войсках и артиллерии. Танковые части сохранили до 40% кадрового состава, артиллерия до 65%, но и здесь высокие потери сделали своё дело. Мотивированность и здесь сильно упала. Большая часть личного состава в качестве основной мотивировки называет «товариську сгуртованность» (сплоченность) и месть за погибших друзей.
При этом, важным фактором остаётся вера а заграничную помощь и поддержку. Поставки иностранной техники и вооружения укрепляют надежду на то, что с помощью стран Запада ВСУ смогут разгромить «русскую армию». Но в последние два месяца, по мере перехвата ВС РФ инициативы и неудач ВСУ на фронте, общим стало убеждение, что скоро НАТО само вступит в войну и это точно станет главным фактором военного перелома.
Кроме общего падения профессионализма и снижения мотивации, специалисты НАТО отмечают серьёзные проблемы с обучением пополнения. Подготовить за полтора — два месяца качественное пополнение из не имеющих опыта службы мобилизованных невозможно. Большая часть их так и отправляется на фронт с начальным уровнем подготовки и несёт огромные потери в тяжелых оборонительных боях. Более качественно готовят пополнения союзники, но общее число — до 3 тысяч человек в месяц — явно недостаточно для покрытия потерь. Поэтому сейчас все силы командования ВСУ и штабов НАТО брошены на формирование новых ударных корпусов, где идет накапливание новой тяжелой бронетехники, артиллерии и обученного личного состава. Именно эти корпуса должны будут весной стать главной военной премьерой ВСУ и нанести ВС РФ поражение в херсонском Приазовье. При этом, среди командования НАТО всё сильнее крепнет убеждение, что, если это наступление не достигнет своих целей, то перспектива военной победы на Россией станет эфемерной. Ещё сильнее нарастить военный потенциал ВСУ едва ли будет возможно и война пойдет по траектории перспективы военного поражения Украины.