Потянули остальных за собой вниз показатели Германии, Литвы, Мальты, Нидерландов, Греции, Ирландии и Эстонии. Сильнее всего кризис ударил по экономике «Зеленого острова», «уронив» ее сразу на 4,6%.
Среди факторов, приведших к рецессии, эксперты называют подорожание энергоресурсов, эмбарго на российские товары, падение спроса на европейскую продукцию, и, как следствие, рост безработицы и спад в промышленном производстве.
На этом фоне резко стала снижаться платежеспособность населения, сокращая внутренний спрос. При этом вместе с расходами домохозяйств снижаются и траты государств. Впрочем, все могло быть еще гораздо хуже: европейцев выручила аномально мягкая зима, позволившая сэкономить газ и нефтепродукты.
Европейские аналитики с нескрываемой завистью говорят о странах Азии, которые извлекают выгоду из сложившейся ситуации и открыто «снимают сливки», торгуя с Россией и привлекая к себе российские инвестиции.
Либеральные оптимисты пытаются успокоить население — мол, рецессия небольшая, да и вообще за последние 53 года Европа пережила уже шесть подобных случаев. Звучит это достаточно цинично с учетом того, что западные элиты конфронтацией с РФ собственными руками создали кризисную ситуацию, а европейские обыватели теперь должны расплачиваться за это и радоваться тому, что пока им не стало еще хуже.
Чтобы хоть немного сгладить накатывающийся экономический кризис и сохранять управляемость ситуацией, руководство Евросоюза ужесточило политику в кредитно-финансовой сфере. Однако у этого процесса есть и обратная сторона — снизился спрос на кредиты, что в свою очередь отразилось на состоянии реального сектора экономики.
На фоне глобальных проблем у Брюсселя остается все меньше свободных ресурсов для поддержания режимов, навязанных в свое время ЕС из политических соображений — с целью давления на Россию.
Речь в первую очередь идет о странах Прибалтики, существующих за чужой счет и получающих деньги на жизнь за свои русофобские проделки.
Падение экономики Эстонии в 2022 году оказалось глубже любых негативных прогнозов. В целом ее ВВП снизился на 1,3% (для сравнения, Еврокомиссия ожидала падение всего на 0,3%). Но главное — это его динамика в четвертом квартале, составившая минус 4,1%.
Среди факторов, непосредственно заведших республику в состояние экономического кризиса, западные эксперты назвали снижение покупательной способности, сдерживающее потребление, а также отсутствие спроса на эстонские товары на внешних рынках на фоне роста стоимости энергоресурсов и сворачивания сотрудничества с Россией.
Европейские «друзья» — это не Советский Союз, десятилетиями накачивавший Эстонию деньгами «при любой погоде», они ничего просто так для Таллина в сложной обстановке делать не будут.
Официальная инфляция в стране в 2022 году составила более 19%, безработица — 6,8%.
В 2023 году положение лучше не стало. ВВП Эстонии в первом квартале 2023 года сократился в сопоставимых ценах на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Об этом свидетельствуют данные Департамента статистики республики. Частное потребление местного населения снижается уже третий квартал подряд. Сейчас этот показатель составляет минус 1,9%.
Спад во внешней торговле бьет все рекорды. Экспорт рухнул на 6,9%, а импорт — на 7,3%. Инвестиции упали на 3,4%. Западные партнеры не спешат вкладывать свои средства в эстонскую экономику, чтобы спасти ее. Из всех отраслей сильнее всего пострадала сфера информации и связи, которая еще совсем недавно считалась драйвером роста ВВП.
Экономику Латвии эксперты называют «балансирующей на грани рецессии».
Ее рост по итогам 2022 года формально составил около 2%. Однако производство в республике за год упало на 1,1%, а энергетика — так и вовсе на 14,3%. Остаться в «рамках приличий» ей помогли сфера услуг и аграрный сектор.
В первом квартале 2023 года ВВП Латвии вырос на 0,4%. Однако в реальном секторе республики все грустно. Как сообщает агентство Интерфакс, «третий квартал подряд наблюдается снижение в обрабатывающей промышленности Латвии — на 4,3%. На это повлияло падение в крупнейшем ее секторе — производстве древесины и изделий из дерева — на 11,1%».
А вот в Литве даже скромные поводы для оптимизма отсутствуют.
По итогам 2022 года ВВП республики вырос примерно на 1,9%, однако в октябре–декабре его динамика уже была отрицательной — снижение составило около 0,5%. Нынешний год начался еще хуже: с учетом всех «пересмотров» от местных статистических органов, в январе–марте ВВП упал на 2,5% в годовом измерении и на 2,1% по сравнению с прошлым кварталом. Такой регресс достигнут из-за состояния дел в обрабатывающей промышленности, торговле, транспорте и недвижимости.
Литва оказалась в состоянии технической рецессии. Причем, сотрудники Центробанка республики оказались шокированы происходящим, так как не ожидали ничего подобного.
Таким образом, во всех странах Прибалтики наблюдаются острые проблемы в реальном секторе экономики, а две из них уже погрузились в состояние рецессии.
Кризис явно носит системный характер, и прямо связан как с тотальной некомпетентностью национальных властей, так и с их русофобским курсом. Всё то, что Литва, Латвия и Эстония потеряли из-за разрыва контактов с Россией в сфере энергетики и торговле, им никто на Западе компенсировать не стал.
И тут вопросы, наверное, возникают не столько даже к континентальной Европе, которая, в целом, серьезно пострадала от происходящего, сколько к главному «патрону» Прибалтики — США, которые как раз чувствуют себя сравнительно неплохо, «топя» членов ЕС. Вашингтон мог бы в теории активизировать экономическое сотрудничество со своими прибалтийскими вассалами и поддержать их, но делать этого не торопится.
Жителям Литвы, Латвии и Эстонии давно стоило бы понять, что для коллективного Запада — они всего лишь расходный материал в глобальной русофобской игре, и, если того потребует ситуация, ими пожертвуют без всякого зазрения совести.
Святослав Князев, Rubaltic.Ru