1.
Россия наступила на старые грабли. В Гражданскую войну не раз командиры полков, дивизий поднимали свои части на мятеж: Муравьёв, Сорокин. Кончалось всё одинаково: мятеж давили, организаторов, вдохновителей и активных участников расстреливали, части расформировывали. Кровью Красная Армия заплатила за науку: в армии никакая самостоятельность недопустима, дисциплина, беспрекословное выполнение приказа командира, воинская субординация — основа армии.
В военных училищах курсантам 5 лет вбивают в голову: приказ командира обсуждению не подлежит, если не согласен с приказом — сперва исполни его, потом можешь обжаловать, обсуждать действия командования в присутствии младших чинов недопустимо, командир всегда прав и пр. - всё, что в совокупности именуется «воинская дисциплина».
Пригожин — не кадровый военный. Талантливый предприниматель, ему с юных лет приходилось самому принимать решения и нести за них ответственность. Однако такая самостоятельность, приветствуемая в бизнесе, непозволительна в армии. Человек в погонах должен не только обладать разумной инициативой, но и быть готовым подчиняться. А вот этой готовности у Пригожина как раз и не было. Как он привык делать ранее, Пригожин принял рискованное решение, которое едва не поставило страну на грань гражданской войны.
Можно долго смеяться над анекдотами, высмеивающих армейские порядки, но на днях мы увидели, к чему приводит ситуация, когда командир не считает для себя обязательным подчиняться приказам министра обороны. Генерал может быть тысячу раз не прав, но если каждый офицер будет раздумывать, а выполнять ли ему спущенный сверху приказ, последствия могут быть самыми гибельными, вплоть до развала страны. Именно введённая после февральской революции демократия в армии привела к её (армии) развалу, а потом и развалу страны, гражданской войне.
2.
Урок видимо будет усвоен и на фронте больше не будет подразделений, которые могут в любой момент самостоятельно принять решение, от которого волосы встанут дыбом. Никаких ЧВК, только части, подчинённые МО, МВД и пр. силовым структурам. Такое «независимое» подразделение может не просто проигнорировать приказ, но и сняться с фронта и уйти в тыл. А что, мы частная армия, хотим — воюем, хотим — отдыхаем, ваш министр нам не указ, а захотим — вообще к другому «покупателю» уйдём.
Так что скорее всего выводы будут сделаны и ЧВК «Вагнер» останется только в нашей памяти, как освободившая Артёмовск, как легенда. Возможно, мы ещё услышим об оркестрантах, играющих свои «концерты» в Африке, в пустынях Ближнего Востока, но в России историю «Вагнера» можно считать завершённой. Красивая история была, жаль, концовка подкачала.
3.
Пригожин — очередная история о военном, решившем заняться политикой. Лебедь, Гиркин могли остаться в нашей истории как светлые личности, но ввязавшись в политику, они подпортили свои биографии. Лебедю не простят хасавюртовские соглашения, а Гиркину его последующие политические высказывания. Пригожин мог стать яркой политической фигурой (мог!), но его звезда закатилась, не успев взойти.
4.
Что стало спусковым крючком — непонятно. История с обстрелом мутная. Был обстрел/не был? (мог иметь место и т.н. «дружественный огонь» — явление частое на войне)
Но решение вот так вот поставить на карту всё конечно принималось не вдруг и не впопыхах. На что рассчитывал Пригожин? Думал, что стоит ему объявить о походе, как воинские части начнут снимать флаги МО и начнут подымать флаги «Вагнера»? Что стоящие на его пути гарнизоны начнут переходить на его сторону, пополняя мятежную армию? Что вся Россия будет ему рукоплескать и встречать плакатами «На Москву!»?
Однако Россия не поддержала «марш за справедливость», вагнеровцам махали, но скорее помня об их прошлых заслугах, а вот поход на Москву народного отклика не нашёл. Картина, которую рисовали Пригожину, оказалась далёкой от действительности. Но ведь кто-то же её Пригожину рисовал! Кто-то же докладывал ему: «Вы только начните — вся Россия подымется! Народ устал, народ ждёт освободителя!» КТО?
5.
Российское руководство через Лукашенко предложило Пригожину приемлемый выход из конфликта. Пригожин оценил обстановку (народ его не поддержал, мятеж однозначно задавят) и, памятуя, что последующие предложения Путина всегда хуже предыдущих, счёл за благо принять предложение. И правильно сделал...