Как сообщил Федеральный резервный банк Нью-Йорка, объем потребительских долгов в США обновил по итогам 2022 года свой рекорд. Он достиг $16,9 трлн, увеличившись за год на $1,3 трлн.
За прошлый квартал долги американских домохозяйств выросли на $394 млрд. Это самые высокие темпы их роста за последние 20 лет. Прирост задолженности по кредитным картам американцев в декабре был самым большим с 1999 года, когда ФРБ Нью-Йорка начал регистрацию этих данных. При этом доля просроченных долгов по ним за квартал подскочила до 4%.
Это новость еще за февраль, сейчас ситуация стала существенно хуже. Жить без долгов пересичный американец уже просто не в состоянии. США медленно и печально входят в рецессию, и сколько она продлится и чем закончится — никто не знает. Прогнозы делаются разные, но у меня они вызывают лишь ироническую улыбку.
Помните, с чего начался суперкризис в 2007 году? Посыпался рынок недвиги США. А на нее и производные завязано более половины банковских активов. И помимо переоценки балансов, возник вопрос – как после этого убедить ипотечного лоха продолжать платить ипотечную кабалу, если после обвала цен ему тупо выгоднее объявить дефолт, отдать банку подешевевший дом и взять тут же новую ипотеку.
Но ведь для банка продажа конфиската на падающем рынке означала фиксацию убытков, при том, что эта ипотека ведь была обеспечением чьих-то вкладов. Получается, что эти вклады сгорели, банк их тупо прогадил.
И сейчас история повторяется на наших глазах:
Для США существенное и устойчивое падение цен на недвигу означало банкротство практически всей банковской системы, что и началось в 2008 году, и остановлено было печатным станком, началась эра монетизации всяческого мусора во имя удержания всех этих пузырей на плаву.
Если раковую опухоль кормить, она продолжит существование, однако рак не исчезнет и лишь вырастет в размерах. В 2021-2022 годах, когда печатный станок привел к первым прорывам гиперинфляции и множественным дефицитам, его попытались остановить, однако что делать с опухолью?
Из свежих новостей с рынка недвиги США:
– четвертый месяц подряд продолжается сокращение медианных цен по состоявшимся сделкам на недвиге (обращаю внимание – речь не о хотелках продавцов и ценах в объявлениях, а о реальных сделках)
– в мае сокращение цен составило 3.1% (а если добавить к этому инфляцию за год, то реальное сокращение гораздо более весомое)
– этого не наблюдалось с краха 2007-2011 годов
– количество сделок сыпется еще быстрее, чем цены, в мае 2023 сделок было меньше на 20.4%, чем год назад, и на 19.3% чем в 2019 (перед ковидлой), эта динамика намекает, что падение цен лишь начинается и в будущем ещё ускорится
Итак, выбор прост – либо боротьба с инфляцией и приостановленный в 2008 “естественный” крах множества пузырей, банкротство банковской системы США. Либо прекращение боротьбы и новый раунд монетизации мусора с переходом в гипер.
Угу, с этого оно и начиналось 15 лет назад. Как видите – проблема вернулась с еще более весомым напрягом системы.
В начале года мы отметили интересную комбинацию – начало мощного обвала доходов бюджета США (из-за растущего кризиса ликвидности и деградации показателей корпоративного сектора) на фоне галопирующего роста расходов (включая Украину, хехе) и рекордного размера краткосрочной части пирамиды ГКО, уступающего лишь периоду ковидлы. Тогда, чтобы затушить кризис ликвидности, потребовался многотриллионный транш свежеотпечатанной макулатуры, что повлекло первые прорывы множественных дефицитов и гиперинфляции.
В июне ситуация лишь ухудшилась, вот текущая статистика:
1. Семь месяцев подряд доходы бюджета США существенно меньше чем в том же месяце год назад, в мае деградация составила 21%, в апреле 26%.
2. За всю новейшую историю США падение доходов бюджета лишь однажды превышало 20% два месяца подряд, это был февраль-март 2009, то есть пик первого этапа кризиса западного проекта глобализации.
3. На нормализованном показателе при усреднении за год падение доходов составило 7.6%, при усреднении за полгода она составляет 13.7%, то есть налицо быстрое ускорение обвала в последние месяцы.
4. В номинале налоговые поступления за последние 7 месяцев составили $2675 ярдов, что на $415 ярдов меньше, чем за те же месяцы год назад, то есть в номинале падение составило 13%. Если к номинальному сокращению добавить инфляцию за период (5-6%), то реальное падение доходов бюджета США составляет 18-19%, и как сказано выше процесс ускоряется.
5. Расходы же бюджета США растут, если взять те же 7 месяцев, то расходы составили $3752 ярда, что превысило доходы на $1076 ярдов и на $401 ярд превышает расходы за те же месяцы год назад.
И долги растут, и доходы бюджета падают, и продолжение скорого банкопада вангуют.
Вслед за банкротством некоторых крупных инвестиционных банков со схожими финансовыми трудностями в Соединенных Штатах ожидаются трудности у региональных банков. Об этом пишет агентство Bloomberg со ссылкой на отраслевых аналитиков. По данным экспертов, такое развитие событий обусловлено значительной кредитной задолженностью по объектам коммерческой недвижимости на общую сумму 1,5 триллиона долларов.
Как отмечает агентство, до конца 2025 года в сфере коммерческой недвижимости США подлежат погашению почти 1,5 триллиона долларов. На фоне этого стоимость офисной и торговой недвижимости в стране может снизиться на 40 процентов, что увеличивает риск потенциальных дефолтов местных компаний, задействованных в данном секторе экономики.