Китайские автопроизводители быстро заполняют нишу в России. По данным властей, их доля в импорте российских автомобилей уже превышает 70 процентов.
Западные и японские автопроизводители в результате санкций прекратили поставки автомобилей в Россию , а также остановили производство в стране. Volkswagen также уже продал завод в Калуге местному инвестору .
Теперь становится понятно, какую выгоду от этого получают китайские производители. Согласно последним статистическим данным китайских таможенных органов , экспорт китайских легковых автомобилей из Китая в Россию вырос до 4,6 млрд долларов США в первой половине 2023 года . Это на 543 процента больше, чем в первом полугодии 2022 года, когда китайцы ввезли в Россию автомобилей на сумму 715 миллионов долларов США. Только в июне 2023 года поставки китайских автомобилей в Россию составили 1,03 миллиарда долларов, что является самым высоким показателем с начала года.
По данным таможенных органов, Китай за первые несколько месяцев года экспортировал в Россию около 325 800 автомобилей: в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Китайская ассоциация автопроизводителей (CAAM) ранее заявила, что Россия стала крупнейшим экспортным рынком для китайских автомобилей, за ней следует Мексика. О развитии событий , в частности, сообщает российский деловой портал РБК . Самыми популярными китайскими марками автомобилей в России являются Chery Tiggo, Haval и Geely. Самыми продаваемыми автомобилями являются двигатели внутреннего сгорания и гибриды, но электромобили из Китая также завоевывают признание в России.
По китайским данным, китайский экспорт легковых автомобилей в Россию в 2021 году составил 1,5 миллиарда долларов. Это соответствовало доле рынка всего в десять процентов. Согласно базе данных UN Comtrade, до конфликта крупнейшими поставщиками автомобилей были Япония с общим объемом импорта в 2,86 миллиарда долларов США, Южная Корея - 2,55 миллиарда долларов США и Германия - 2,19 миллиарда долларов США на российском рынке.
Только на долю китайских производителей сейчас приходится более 70 процентов, говорится в июльском отчете российского Центробанка об экономике региона . Производство легковых автомобилей в России упало на 67 процентов из-за санкций в 2022 году, которые российские власти связывают с уходом иностранных компаний.
Американским производителям давно запретили экспорт автомобилей в Россию из-за санкций, европейцам изначально запретили экспортировать в Россию только предметы роскоши и роскошные автомобили. Одиннадцатый пакет санкций ЕС значительно расширил этот запрет в июне. Но в любом случае европейские производители давно присоединились к санкциям по моральным и коммерческим соображениям. Если «Фольксвагены», «БМВ», «Ауди» или «Мерседесы» каким-то образом все же попадают в Россию, то через нелегальный «серый» импорт с западной точки зрения, который сейчас становится для России все более сложным .
Это, в свою очередь, играет на руку официальным китайским импортерам. Согласно более ранней оценке консалтинговой компании Alix Partners, китайские автопроизводители также впервые станут чемпионами мира по экспорту в этом году . В первом квартале этого года Китай уже обогнал Японию с 954 000 автомобилей с экспортом 1,07 млн, за ним следуют Германия (840 000), Южная Корея (750 000) и Мексика (741 000).