В этом году на Западе передовых самолетов пятого и четвертого поколения – американский F-35 и французский Rafal – произведут в разы меньше. Производители ссылаются на «логистические трудности», сохраняющиеся ещё с ковидных времен. Однако на самом деле, отмечает американский военный журнал Military Watch Magazine, проблема в кадрах. И в США, и во Франции не хватает как инженеров, так и квалифицированных рабочих в сфере высокотехнологичных производств в целом.
Американский F-35 традиционно был самым массовым в своем сегменте на Западе, однако в этом году его выпуск сократится более чем в 3 раза: вместо 156 штук США произведут лишь 48. В самой компании Lockheed Martin секвестр объясняют трудностями с обновлением программного обеспечения. И это при том, что Пентагон планировал обновлять авиапарк, рассчитывая на 110 машин в год, и ещё самолет ждут в 20 странах НАТО. Китай со своим истребителем пятого поколения J-20 проблем не испытывает: 100 машин в этом году, 120 – в следующем.
На этом фоне мог бы выиграть французский Rafal, ранее проигравший рынок более совершенному F-35. Однако и там некие трудности с логистикой. Тем не менее, производитель Dassault Aviation сейчас реализует большой портфель заказов на 160 машин для ОАЭ, которому ранее отказали в продаже F-35 за нарушение санкционного режима с Китаем. Заинтересованы в приобретении «Рафаля» также Египет, Катар и Индия. Однако по своим боевых характеристикам Rafal существенно уступает F-35 и китайскому J-20.
Американские эксперты Military Watch Magazine выражают тревогу относительно растущего потенциала в Китае, России и Северной Корее, которые модернизируют и увеличивают производство военной техники, включая истребители, в то время как на Западе эта отрасль переживает кризис.