Месть Израиля за кровавое вторжение палестинских боевиков ХАМАС будет самой жестокой за последние полвека, можно не сомневаться. Но пока неясно, затронет ли она главным образом сектор Газа – или же «под раздачу» попадут и другие региональные игроки, прежде всего Иран. С одной стороны, в Тегеране с радостью восприняли новости о вторжении хамасовцев и потерях израильтян. С другой, в Исламской Республике категорически отрицают причастность к этой операции.
В западных СМИ появились утверждения, что якобы Иран помогал спланировать нападение ХАМАС на Израиль и дал зеленый свет нападению на встрече в Бейруте в прошлый понедельник.
Согласно информации Wall Street Journal, ХАМАС планировал вторжение с воздуха, суши и моря с помощью офицеров Корпуса стражей исламской революции Ирана (КСИР). Официальное разрешение на военную акцию, как утверждается, было дано на встрече в понедельник в Бейруте. Предполагалось, что на встрече присутствовали представители нескольких поддерживаемых Тегераном военизированных группировок, в том числе члены ХАМАС и ливанской "Хезболлы".
Источники сообщают: якобы члены каждой группы встречались с представителями КСИР раз в две недели, по крайней мере, с августа, чтобы спланировать атаку против Израиля. Среди присутствующих были, как утверждается, военный лидер КСИР Исмаил Каани, лидер "Хезболлы" Хасан Насралла, лидер "Исламского джихада" (признан террористическим, запрещен) Зияд аль-Нахала и военный лидер ХАМАС Салех аль-Арури. Если верить этим сообщениям, то министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахиан присутствовал на двух таких встречах.
Однако аутентичность этих утверждений, мягко говоря, вызывает сомнение. Если уж израильские спецслужбы проспали нападение, то откуда такие подробности у американского издания?
Представительство Ирана при ООН заявило, что Тегеран непричастен к нападениям ХАМАС на Израиль: «Мы решительно придерживаемся непоколебимой поддержке Палестины; однако мы не участвуем в ответных действиях Палестины, поскольку они принимаются исключительно самой Палестиной».
Даже американский госсекретарь Энтони Блинкен признал, что он «пока не видел доказательств» причастности Ирана к нападению на Израиль. «На данный момент у нас нет никакой информации, подтверждающей эту версию», – отметил глава внешнеполитического ведомства США.
Да и высокопоставленные представители ХАМАС уверяют, что они действовали в одиночку: «Это решение палестинцев и ХАМАСа».
Тем не менее, на фоне последних событий Израиль объявил Иран «террористическим государством». А представитель Армии обороны Израиля подполковник Йонатан Конрикус утверждает: «Без иранского финансирования, оружия, обучения, руководства и политического подстрекательства у ХАМАСА не было бы ни возможностей, ни боеспособности».
Подобной позиции Израиля способствует не только давняя репутация Тегерана как злейшего врага израильтян, но и иранские хвалебные высказывания в адрес нынешней внезапной атаки ХАМАС. Президент Ирана Ибрагим Раиси заявил в воскресенье, что Исламская Республика поддерживает право палестинцев на самооборону, и призвал привлечь Израиль к ответственности за угрозу региону. “Иран поддерживает законную защиту палестинской нации”, - сказал Раиси.
«Атака ХАМАСа на Израиль - это не только массированный провал израильской разведки и вооруженных сил (а также разведки США), но и драматический успех иранской оси сопротивления от Йемена до Газы», – отмечают аналитики издания The Atlantic.
«Израиль, несомненно, ответит сокрушительным гневом, – прогнозирует The Atlantic, – но его ответные действия будут осложнены присутствием израильских заложников в секторе Газа. Мини-война такого типа, какую регион видел раньше, вряд ли удовлетворит израильское правительство или общественность. Переговоры об освобождении израильских заключенных будут сложными и затяжными. Наиболее вероятно наземное вторжение Израиля в Газу. Ограниченный удар или диверсионная акция против Ирана могут быть в списке пожеланий премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху».
Если говорить об ограниченном ударе, то это теоретически может быть ракетно-бомбовый удар по иранским объектам (прежде всего связанным с ядерной программой Тегерана) – вроде того, что израильские военные нанесли 42 года назад по ядерному реактору «Осирак» на территории Ирака, который вел тогда войну против Ирана. Согласно данным израильской разведки, реактор предназначался для производства плутония – и 7 июня 1981 года группа израильских истребителей F-16A нанесла удар по иракскому реактору «Осирак», серьёзно его повредив. Самолетам пришлось преодолеть сотни километров со своих баз и пролететь над территорий Саудовской Аравии.
До Ирана лететь из Израиля еще дальше – и не факт, что саудовцы, только недавно замирившиеся с Тегераном, будут сквозь пальцы смотреть на подобную акцию. Впрочем, израильтяне при желании могут и не спрашивать добро на пролет своих самолетов у Эр-Рияда. В этом случае все разговоры о налаживании израильско-саудовских отношений пойдут прахом – а это не в интересах ни аравийского королевства, ни Тель-Авива.
Как вариант могут быть продолжены удары израильских ВВС по связанным с Ираном и проиранскими силами на территории Сирии – сообщения об этом периодически приходят из арабской республики.
Но куда более вероятными представляются диверсионные акции израильских спецслужб на иранской территории. Вспомним, как 27 ноября 2020 года в иранском городе Абсард был убит физик-ядерщик Мохсен Фахризаде, который считался руководителем ядерной программы страны, был убит агентами «Моссада» с помощью робота-убийцы, управляемого через спутник. По данным The New York Times, с 2007 года израильские агенты убили шестерых иранских ученых-ядерщиков, работавших с Фахризаде над программой по созданию ядерной боеголовки. И диверсии такого плана Израиль вполне может попытаться устроить на территории Исламской Республики.
Вот еще, что стоит помнить. В сентябре шеф МОССАД Давид Барни, сообщив, что за прошедший год израильские спецслужбы 27 попыток нападения Ирана на израильтян и еврейские объекты по всему миру, с нескрываемой угрозой предупредил, что если кто-либо из евреев или израильтян пострадает в результате будущих нападений Ирана или проиранских сил, Израиль примет меры против руководства в Тегеране.
«Причинение вреда израильтянам и евреям любым способом — по доверенности, иранцами или с помощью иранского оружия, ввезенного контрабандой в Израиль, - приведет к действиям против иранцев, которые послали террористов, а также против лиц, принимающих решения, от наземных операторов до командиров, которые одобрили операцию, до самого высокого эшелона, и я имею в виду именно это», – пригрозил глава МОССАДа.
Многое еще зависит от поведения ливанской шиитской группировки «Хезболла», досаждающей Израилю на севере. Она опубликовала заявление о поддержке ХАМАС, заявив, что находится в «прямом контакте с руководством палестинского сопротивления».
По мнению некоторых западных экспертов, открытие второго, северного фронта против Израиля «Хезболлой» могло бы спровоцировать израильтян к многочисленным ударам для защиты своей территории, что могло бы привести к огромным разрушениям в южном Ливане и Сирии. И при таком сценарии вполне возможно, что в случае обострения ситуации Израиль нанесет прямой военный удар по Ирану.
С весны лидеры «Хезболлы» и ХАМАС делали публичные заявления об «объединении фронтов», но эти слова не означают обязательного наступления на несколько фронтов. Да, в воскресенье утром «Хезболла» действительно запустила несколько снарядов по оккупированным Израилем фермам Шебаа (это спорная территория на границе между Израилем, Ливаном и Сирией) в знак солидарности с палестинцами. Израиль ответил ограниченным артиллерийским огнем. Но пока, похоже, этим чисто символическим обстрелом «Хезболла» и ограничилась. Переживающий тяжелейший экономический и политический кризис Ливан попросту не выдержит израильского удара – и в «Хезболле», надо думать, это осознают.