Фото: Ukrainian Presidential Press Off/Keystone Press Agency/Global Look Press
Западные эксперты выделили четыре главные причины провала контрнаступления ВСУ летом-осенью 2023 года
Украинское контрнаступление провалилось окончательно. На Запорожье начинается сезон дождей, и артиллерия с бронетехникой смогут двигаться по промерзшей почве не раньше декабря. При этом, очевидно, зимой ВСУ уже будут просто неспособны вести интенсивные боевые действия.
Так что теперь ждать новых тактических решений киевского режима придется лишь весной, делают выводы авторы доклада о провалах контрнаступления из американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS).
Наступающие части ВСУ, снаряженные натовской бронетехникой, продвигались в среднем на 90 метров в сутки. Хуже, чем Валерий Залужный, в войнах последнего столетия не показывал себя никто.
Эксперты сравнивают контрнаступление на Запорожье с Битвой за Сомме 1916 года, когда немецкие оборонительные линии пытались атаковать британцы и французы. Обломались, завязли на полгода, потеряв почти 150 тысяч человек только убитыми.
Аналитики CSIS считают, что российское командование могло использовать военные наработки Первой мировой войны. Выстроенная на Запорожье «линия Суровикина» во многом напоминает гениальную оборонительную систему, созданную одним из величайших военачальников XX века — немецкого генерала Эриха фон Фалькенхайна.
Именно при нем впервые в истории одна оборонительная линия была расширена до трех (как сейчас на Запорожье). Были установлены траверсы с бетонированными сторожевыми постами. Коммуникационные траншеи были направлены к резервной линии, а все пространство между линиями обороны заминировано.
«Линию Фалькенхайна» в 1916 году французы и британцы, сколотившую гигантскую ударную силу в 2,5 миллиона человек (вы только вдумайтесь!), так и не сломали. За полгода боев наступавшие продвигались в среднем на 90 метров в сутки. Точно так же, как сейчас ВСУ на Запорожье, беззубо пытаясь преодолеть гениально выстроенную «линию Суровикина».
Военные и политические цели украинского контрнаступления в Запорожской области не достигнуты — теперь это абсолютно понятно уже и Западу. В первую очередь на оперативной оси «Орехов — Токмак», куда ВСУ бросили основные резервы. Контрнаступление, продолжающееся уже почти 5 месяцев, не привело ни к значительным территориальным завоеваниям, ни к крупным потерям российской бронетехники и живой силы. ВСУ не продвинулись к «сухопутному мосту» в Крым.
Андрюс Турса, советник по рискам Центральной и Восточной Европы консалтинговой компании Teneo, отметил, что осенняя погода затрудняет крупномасштабное перемещение тяжелой военной техники, а Россия наращивает давление на других направлениях: Купянском, Краснолиманском и Донецком. Это полностью обнуляет надежды ВСУ на прорыв в ближайшие месяцы.
— У них определенно заканчивается время, В конце ноября погода станет настолько влажной, что полностью остановит ход наступления, пока не похолодает, что будет где-то в конце декабря — начале января, — говорит Майкл Кларк, независимый военный аналитик, который был генеральным директором Королевского института объединенных служб с 2007 по 2015 годы.
Преимущество у России (в этом сходятся все аналитики), так как она на Запорожье занимает позицию обороны. Для разгрома наступающих сил были использованы все возможные средства: противотанковые препятствия, минные поля, артиллерия, ударные вертолеты и самолеты.
Минные поля оказали решающее влияние на провал «контрнаступления», отмечается в докладе CSIS. В некоторых районах минные поля были расширены до 500 метров. Более того, часть минных полей была восстановлена после российских контратак, позволивших оттеснить подразделения ВСУ (например, в районах Приютного, Старомайорска, Новопрокоповки, Малых Щербаков).
Эксперты CSIS считают, что к провалу украинского «контрнаступления» привело множество факторов.
Во-первых, местность на Украине благоволила российской обороне. Протяженность плоских открытых полей, разделенных лесополосами, на Запорожском направлении создавала сложности для украинских сухопутных войск, которым приходилось передвигаться еще и в условиях отсутствия господства в воздухе. Передвижение подразделений ВСУ было хорошо заметно и фиксировалось огромным количеством беспилотников.
Во-вторых, Россия активно использовала местную инфраструктуру, особенно в оставленных жителями населенных пунктах. Здания и другие сооружения предоставляли прикрытие для обороняющихся сил и использовались для устройства засад. Россия также разрушала дороги и создавала препятствия, чтобы замедлить продвижение украинской техники и направить ее в опасные районы.
В-третьих, Россия развернула беспрецедентно большое количество дронов. При этом они не только служили целеуказанию, но и сами могли наносить удары по украинским силам.
Ну и самое, главное, конечно, — это дефективность украинской стратегии. Киевское командование бессмысленно растратило силы, разделив их между востоком и югом, вместо того, чтобы сосредоточиться на одном направлении, пишут CSIS.
Перед неизбежной активизацией боевых действий весной Россия извлечет новые уроки из украинских провалов — уверены американские эксперты.
Константин Ольшанский