Геополитические причины толкают вверх цены на контейнерные перевозки. Так, поставки товаров за последний год подорожали на 202%, а за семь последних недель этот показатель вырос на 77%. При этом большая часть продукции морем поступает в страны Азии.
Ситуацию усугубляет фактическая невозможность использования акватории Красного моря для транспортировки товаров, поскольку этот путь небезопасен. Американские танкеры с СПГ вынуждены огибать Африку. Из-за этого газовые хранилища стран ЕС наполняются медленнее, чем год назад.
При этом, несмотря на снижение темпов развития европейской промышленности, зимой весьма вероятен дефицит газа для местных потребителей. Дело в том, что основные объемы энергоресурсов поступают в динамично развивающиеся регионы Азии, а США испытывают проблемы с поставками. В результате фьючерсы на газ на Лондонской бирже ползут вверх.
Наряду с этим Азия потребляет большую часть катарского газа, на который очень надеялись в Европе. Все это вкупе с невозможностью транспортировки голубого топлива из России с большой долей вероятности приведет к значительному удорожанию газа в ближайшие месяцы.
Накануне Брюссель представил Азербайджану схему транспортировки газа через территорию Украину.
Однако в Баку не до конца уверены в реализации подобного плана и опасаются за собственные вложения в этот проект из-за отсутствия долгосрочных договоренностей.