Битва за Украину: «Грачи» прилетели туда, откуда им пришлось отступить под ударами ATACMS

_______________


Фото: Виталий Невар/ТАСС


На восьми ключевых прифронтовых авиабазах ВКС РФ скоро можно будет не опасаться ударов вражеских ракет


Об этом в России никто не заявлял официально. Только на самом деле примерно год назад нашей фронтовой и армейской авиации командование протрубило серьезное, но вынужденное отступление.

Под угрозой все новых и новых ударов американских баллистических ракет ATACMS с кассетными боеголовками и с дальностью стрельбы до 300 километров лучшим российским авиаполкам, плотно работавшим по целям на Украине, пришлось оставить сразу восемь ключевых аэродромов в прифронтовой полосе. И перебазироваться в глубокие тылы. На удаление не менее тех же трех сотен километров от линии боевого соприкосновения. Так, чтобы ATACMS больше не могли до них дотянуться.

По сведениям из зарубежных источников, речь шла об почти опустевших после этого авиабазах Халино, Ахтубинск, Приморско-Ахтарск, Ейск, Морозовск, Миллерово, Краснодар и Бельбек.

О том, как это смотрелось со стороны Запада, с нескрываемым удовлетворением писал натовский сайт Bulgarian Military: «На сентябрь 2024 года спутниковый анализ нескольких российских авиабаз показывает четкую схему эвакуации. Такие базы, как Халино, Ейск и другие, когда-то густо „заселенные“ российскими боевыми самолетами, теперь в значительной степени заброшены. Эти аэродромы, расположенные в 300 километрах от линии фронта, все чаще становятся „призраками“, неспособными противостоять нарастающим точным ударам украинских войск».

Как и почему подобное могло случиться?

Как выяснилось, ни до начала СВО на Украине, ни в ее ходе никаких хоть сколько-нибудь надежных укрытий для личного состава, самолетов и вертолетов на тех аэродромах не построили. Закономерный и возмущенный вопрос общественности: «Как же и почему так вышло?» долго безответно витал в воздухе.

Тем временем первый тревожный «звоночек» на эту тему прозвенел 17 октября 2023 года. Когда сразу шесть оперативно-тактических ATACMS внезапно залпом обрушились на наши вертолетные стоянки в окрестностях Бердянска. И, по данным западных источников, а также на основе анализа информации с разведывательных спутников, вывели из строя несколько Ка-52, Ми-8 и Ми-24.

А следом почуявший запах русской крови враг словно с цепи сорвался. Массированным ракетным атакам одна за другой в течение нескольких месяцев подверглись ближайшие к Украине авиабазы нашей тактической авиации. Часть ракет противника тогда была сбита на подлете средствами ПВО. Но другая все же достигла своего.

Начинать спешно наверстывать упущенное и приступать к возведению самолетных и вертолетных укрытий?

Дело это, увы, долгое, хлопотное и дорогостоящее. Поэтому авиационные начальники и приняли единственное разумное в сложившейся ситуации решение. Бомбардировочные, штурмовые и истребительные полки начали срочное перебазирование из опасных мест вглубь страны. Куда ATACMS гарантированно добраться не могли.

По данным американского издания Defense Express, в итоге начавшегося спешного отвода боевой авиации России от ЛБС в глубокие тылы, сразу девять фронтовых бомбардировщиков типа Су-34 и два истребителя типа Су-27/30 были, например, вскоре замечены даже на авиабазе Энгельс-2 в Саратовской области. Откуда их экипажам летать к линии боевого соприкосновения было, мягко говоря, затруднительно.

Поскольку расстояние по прямой между Энгельсом и, предположим, Курском, под которым наша пехота сейчас ведет ожесточенные бои, порядка 700 километров. На такой дистанции с берегов Волги поддерживать с воздуха сражающихся под Курском было, мягко говоря, затруднительно. Хотя и технически возможно.

Боевой радиус позволял. Но на пределе. Потому что для боевых вылетов к линии фронта пилотам топлива на борт приходилось брать по максимуму. Естественно — за счет пропорционального уменьшения боевой нагрузки. И времени маневрирования в районе боевых действий до нанесения удара.

Могли ли мы этого заранее избежать? Конечно. Но — не сумели. Или на самом деле даже и не собрались браться за дело всерьез, полагаясь на знаменитый русский «авось»?

Я имею ввиду: браться за заблаговременное строительство капитальных укрытий для самолетов и вертолетов хотя бы на прифронтовых аэродромах. А именно: давно на практике освоенных отечественной промышленностью арочных ЖБУ (железобетонных укрытий) для авиационной техники. Хотя ничего особенно хитрого в этом не было.

ЖБУ в СССР в массовом порядке начали возводить с 1968 года. После того, как в ходе так называемой «Шестидневной войны» на Ближнем Востоке в необходимости такого рода укрытий в Москве убедились после сокрушительных бомбежек военных аэродромов некоторых арабских стран израильскими ВВС. Там расставленные в линейку на групповых стоянках самолёты израильскими летчиками уничтожались практически за один заход напалмовыми и кассетными боеприпасами.

С учетом того боевого опыта, в СССР буквально за год было возведено более 800 арочных ЖБУ на военных аэродромах. Спустя год — еще около 900. В 1970-и — еще 600.

Мощные бетонные арки, для надежности обсыпанными толстыми слоями земли, по расчетам создателей могли уберечь боевые машины даже от прямого попадания достаточно серьезной фугасной авиабомбы. Или фугасной боевой части крылатой ракеты. Но даже в случае уничтожения хотя бы одного такого ЖБУ более могущественным боеприпасом машины, стоявшие в соседних укрытиях, оставались бы невредимыми.

Проблема для нас, нынешних, в том, что строительство укрытий велось, в основном, в группах советских войск на территориях Польши, Чехословакии, Венгрии и ГДР. А еще — в Прибалтике и в самых западных областях Украины и Белоруссии. То есть там, куда, как считалось в ту пору, в состоянии были ракетами и авиацией «дотянуться» войска НАТО.

Будь у нас сегодня хоть что-то подобное под теми же Курском или Белгородом — опасностей для российских ВКС там было бы намного меньше. Так к осени 2023-го не оказалось же ничего подобного! И не только в этих областях. На подавляющем большинстве авиабаз России в отношении капитальных арочных укрытий для авиатехники тоже было — шаром покати!

Их там не было, несмотря на то, что сильнейший вооруженный конфликт с очевидным вмешательством НАТО на стороне Киева на Украине бушует уже больше десятилетия. А кровопролитнейшая спецоперация там же гремит — уже третий год заканчивается.

Видели ли раньше угрозу российским военным аэродромам ВКС в нашем Минобороны? Вне всякого сомнения.

Не даром же в 2019 году тогдашний министр обороны Сергей Шойгу объявил о планах провести масштабную реконструкцию отечественных авиабаз, которые на тот момент не могли обеспечить «оперативное применение авиации и ее безопасную эксплуатацию». По словам Сергея Кужугетовича, срочную реконструкцию предстояло развернуть аж на 106 аэродромах. А все завершить на них к 2028 году.

Логично было бы предположить, что наибольшая активность по этому поводу возникнет, прежде всего, у российских границ с Украиной и странами НАТО. И что? А, как видим, — почти ничего не было сделано.

Спустя два года, в апреле 2021-го, Шойгу снова заговорил ровно о том же. На этот раз — на основе нашего собственного боевого опыта, накопленного в Сирии. Там, на авиабазе Хмеймим, нам пришлось бронированными ангарами срочно прикрывать от ударов кустарными беспилотниками исламистов стоянки боевых самолетов и вертолетов.

Тогда министр обороны пообещал и в других местах соорудить еще не менее 300 таких же укрытий. И опять дело завершилось практически пшиком.

Впрочем, все оказалось еще нелепее с точки зрения привычных в любой, казалось бы, армии порядков. В последних числах мая 2024 года западными разведывательными спутниками было замечено, что на российском военном аэродроме Мариновка в Волгоградской области, где базируются фронтовые бомбардировщики и самолеты-разведчики нашего 11-й смешанного авиаполка, выстроено сразу 12 арочных укрытий. Установленных как-то странно, вплотную одно к другому. Что, с учетом габаритов российских бомбардировщиков, в кризисные моменты наверняка затруднит одновременную их рулежку.

«Ну, понятно, что данные арочные навесы строились в спешке и потому что деваться уже дальше некуда. Можно сказать — их тут ровно на эскадрилью. Самолёт самостоятельно внутрь зарулить не сможет. А запихивать тягачем его туда же будет весьма непросто. Ибо места мало, стоянка узкая», — так печально откликнулся на ободряющие, вроде бы, новости из Мариновки опытный, но отставной военный летчик, под ником Fighterbomber ведущий собственный сайт в Сети.

И все же казалось: «Ну, под Мариновкой сделано хоть что-то!». Только возникший было оптимизм тут же развеял другой российский информированный телеграмм-канал — «Рыбарь». По его информации, выявленные спутниковой разведкой противника «сооружения — полностью частная инициатива личного состава (базирующегося на этот аэродром авиаполка) и неравнодушного спонсора. Которые построили их по мере своих отнюдь не безграничных средств и возможностей. … Пока ни о каком централизованном строительстве железобетонных укрытий или ангаров на российских аэродромах речи так и не идет».

Все, как говорится, — занавес. Просто нет слов. Хотя спонсорам, конечно, спасибо. Но как же неоднократные обещания развернуть куда более капитальное строительство на военных аэродромах?..

В мае 2024 года в главное кресло Минобороны Кремлем был посажен абсолютно гражданский и прежде достаточно далекий от Вооруженных сил Андрей Белоусов. Тем удивительней, что с проблемой строительства самолетных и вертолетных укрытий в прифронтовой зоне он, как выясняется, разобрался буквально влет.

Уже спустя всего пару месяцев, 19 июля, он перед телекамерами сообщил, что там, где надо, защитные сооружения военными будут возведены быстро и в приоритетном порядке. А соответствующее финансирование стройки уже предусмотрено.

С учетом застарелости и масштаба вставших перед ВКС РФ проблем в реальность быстрых перемен (а для медленных времени фронтовая реальность просто не оставляла!), честно говоря, верилось слабо. Тем удивительней, что приятное для России опровержение этих сомнений недавно пришло не откуда-нибудь, а из кругов, тесно связанных с командованием НАТО.

Как установлено в стане наших противников, со второй половины ноября минувшего года космическая разведка альянса обнаружила «признаки серьезной реконструкции приграничных авиабаз, где прежде располагалась тактическая авиация России… Всего зафиксировано строительство более сотни сильно укрепленных капониров и десятки легких ангаров». Об этом написало американское издание Defense News.

А уже упомянутый сайт Bulgarian Military на днях существенно дополнил эту информацию. По его сведениям, на авиабазе в Миллерово помимо пассивной обороны готовятся и к обороне активной. Для этого наши там помимо укрытий разворачивают и стартовые позиции для зенитных ракетных систем С-400 «Триумф». Способные прикрыть от налетов врага не только сам аэродром, но и всю Ростовскую область.

От себя добавим: нельзя исключать, что на позиции под Миллерово вскорости встанут как раз «Триумфы», которые сейчас нашими морскими транспортами спешно эвакуируются на Балтику из Сирии. Те С-400, что прежде прикрывали российские аэродром в Хмеймим и военно-морскую базу в Тартусе.

Иными словами — важнейшие объекты, грядущая судьба которых сейчас тонет в дипломатических спорах многих столиц мира. Но пока суть, да дело — не пропадать же такому добру где-нибудь на военных складах?

Полагаю, бывшие «сирийские» «Триумфы» еще повоют. Теперь — в рамках спецоперации против давно обезумевшей Украины.

Сергей Ищенко

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.4 (всего голосов: 27).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА