Налог с продаж, с помощью которого власти Японии хотели пополнить бюджет и подстегнуть инфляцию, фатальным образом ударил по производству.
Это типичная история из серии «За что боролись, на то и напоролись»: в апреле этого года правительство впервые за 17 лет (с 1997 года) повысило ставку налога с продаж: с 5% до 8%. Решение имело своей целью пополнить бюджет страны, изнуренный тратами на щедрые социальные программы, а также стимулировать инфляцию. Отчасти к этому шагу подтолкнули правительство Кобо Абэ рекомендации Международного валютного фонда, напоминавшего, что государственный долг более чем в 1 квадриллион иен приведет к утрате страной доверия долговых рынков. Чтобы избежать дефицита бюджета, правительству пришлось изыскивать новые способы его пополнения. Кроме того, фактическое повышение цен, к которому привел этот налог, должно было помочь достижению цели, поставленной центробанком Японии – увеличить инфляцию 2% в год к середине 2015 года.
Однако уже весной послышались и другие предупреждения – причем не только со стороны экономистов, живущих в Стране восходящего солнца, но и извне: аналитики Bloomberg и The Wall Street Journal утверждали, что налог приведет к резкому спаду потребительского спроса, который потянет за собой снижения выпуска продукции и в конечном счете обернется сокращением ВВП страны. Аналитики даже цифру назвали почти точную - 3,5-4%.
В действительности выпуск продукции в Японии во втором квартале снизился на чуть меньший процент - на 3,3%. Между тем, это самое заметное квартальное сокращение объемов национальной экономики с весны 2011 года, когда страну в прямом смысле потрясло - катастрофическое землетрясение и цунами.
Снижение объемов производства может оказаться фатальным если не для экономики, то для правительства. Напомним, что у этого налога поистине роковая история: через 2 месяца после его введения в 1989 года (тогда ставка была вполне скромной – 3%) премьер-министр страны Нобору Такэсита был вынужден уйти в отставку. А повышение налога до 5% в 1997 году стало одной из причин недовольства электората кабинетом премьер-министра Рютаро Хасимото, которому пришлось через год попрощаться со своим креслом. Недовольство японских потребителей ухудшающимся положением дел в экономике страны может стать роковым и для «абэномики».
Отметим, что на фоне кризисных явлений в экономике страны участия Японии в санкциях против России не выглядит разумным шагом. Конечно, наша страна занимает всего лишь 15 место среди внешнеторговых партнеров Японии, а ее удельный вес во внешнеторговом обороте Японии чуть менее 2%. Однако в структуре экспорта из России основная роль приходится на углеводороды и химическое сырье, а они критически важны для промышленности Страны восходящего солнца. Кроме того, в связи с курсом на импортозамещение технологической продукции из зарубежных стран, который недавно был объявлен премьер-министром Дмитрием Медведевым, японские автомобильные компании могут лишиться рынка, который всегда был для них привлекательным.